Доставлять их по железной дороге было уже нельзя, пришлось находить новые логистические пути. О работе, проделанной совместно с правительством Калининградской области, рассказал генеральный директор компании «Балтик-Терра» Эдуард Тынне.
— Эдуард, прошлый год принес определенные сложности с доставкой удобрений к нам в Калининградскую область. Как удалось наладить новые логистические цепочки? Какие новые пути доставки были найдены?
— С логистической точки зрения, 2022 год для Калининградской области оказался напряженным. Но все проблемы в итоге были решены. С марта прошлого года Евросоюз начал вводить санкции в отношении собственников и руководителей заводов — производителей минеральных удобрений, таких как «ФосАгро» и «Уралхим». Транспортировку грузов этих заводов через территорию Литвы в Калининградскую область полностью остановили. А, как известно, февраль, март и апрель — время, когда у аграриев идут весенние полевые работы. Потребность в минеральных удобрениях была огромная. Они нужны были здесь и сейчас, а не через неделю или две. На складах заводов-производителей и в пути следования в тот момент находилось более 10 000 тонн оплаченных минеральных удобрений. Начались поиски альтернативных путей доставки удобрений в Калининград. Единственным выходом стал железнодорожный паром Усть-Луга — Балтийск. На тот момент вагоны с азотными удобрениями уже простаивали в Усть-Луге более двух недель из-за загруженности терминала. 18 марта 2022 года губернатор Калининградской области Антон Алиханов провел заседание оперативного штаба по контролю за проведением сезонных полевых работ и обеспечением продовольственной безопасности в Калининградской области, где был поднят вопрос обеспечения региона минеральными удобрениями и приоритетной постановки на паромную линию Усть-Луга — Балтийск именно вагонов с удобрениями. Благодаря грамотному и оперативному решению главы региона уже 25 марта первые вагоны с удобрениями поставили на паром и отправили в порт Балтийск. А после прибытия вагонов товар оперативно развезли сельхозпроизводителям. Минеральные удобрения внесли в нужный период.
Чтобы обеспечить и дальнейшую бесперебойную доставку товара, продолжилась проработка и других путей поставки удобрений в область. Свое внимание привлек порт Бронка, и в конце апреля 2022 года мы, совместно с нашими партнерами, компанией «Си-Шиппинг», специализирующейся на организации перевозок грузов морским транспортом, посетили ММПК Бронка и провели с руководством порта предварительные переговоры по возможности перевалки и дальнейшей транспортировки минеральных удобрений в Калининград. 9 мая 2022 года мы получили информацию от Литовской железной дороги о прекращении исполнения расчетов и платежей во всех валютах в Россию и из России и Республики Беларусь, 17 июня 2022 года Евросоюз в очередной раз приостановил транзит грузов через Литву, что стало шоком для всех и привело к блокировке перемещения в нашу область большого количества грузов. Такие ограничения мы могли ждать в любой момент.
В конце 2022 года также на территории Литвы сохранялись санкции на транспортировку удобрений, и в декабре прошлого года было принято решение произвести первую поставку в Калининградскую область минеральных удобрений на морских судах с порта Бронка в порт Калининград. Это позволяет в нужный период независимо от санкционных и иных ограничений, доставлять минеральные удобрения в регион к проведению полевых работ.
— Был ли все-таки дефицит удобрений у калининградских аграриев в прошлом году? И, если был, как с ним удалось справиться?
— Да, не скрою, дефицит был. Это произошло из-за того, что в конце марта пришлось перестраивать логистические цепочки по доставке минеральных удобрений в Калининградскую область. Часть контрактов закрывали тем, что было на складах. Этих объемов, конечно же, было недостаточно, но с конца марта обеспечение сельхозпроизводителей удобрениями уже полностью наладилось. Осенние полевые работы прошли успешно и без сбоев с учетом наличия полного спектра минеральных удобрений в регионе.
— Удалось ли из-за изменения логистических цепочек сохранить стоимость удобрений для потребителей?
— Транспортировка грузов с использованием паромной линии Усть-Луга — Балтийск дороже, чем железнодорожным путем, а доставка из порта Бронка в порт Калининград еще выше по стоимости. Но на уровне правительства Калининградской области был решен вопрос предоставления субсидий на транспортировку санкционных грузов при использовании альтернативных вариантов, в частности через порт Бронка. Благодаря этому стоимость доставки в Калининградскую область удобрений паромом и морским транспортом может быть приближена к стоимости доставки через территорию Литвы по железной дороге. Это большой шаг в развитии логистики в Калининградскую область. Благодаря этому цену на калийные и фосфорно-калийные удобрения удастся сохранить на приемлемом уровне.
— В этом году первые тонны минеральных удобрений для проведения весенних полевых работ уже прибыли морским путем из ММПК «Бронка» в порт Калининград. Насколько это была сложная работа? И можем ли мы говорить, что подготовительные работы весной и посевная пройдут в обычном режиме без сбоев?
— Была проделана сложная и интересная работа. Как известно, нет сложностей, которые нельзя не преодолеть. Да, первые тонны минеральных удобрений в январе 2023 года прибыли на т/х «Холмогоры» в порт Калининград и оперативно доставлены до аграриев нашего региона. С учетом логистического коллапса, который возник в феврале — марте 2022 года, товарные запасы минеральных удобрений для проведения весенних полевых работ в 2023 году наша компания начала накапливать на складах еще с сентября 2022 года. И по состоянию на 1 февраля 2023 года их в достаточном количестве. Есть, конечно, моменты, которые необходимо дорабатывать и корректировать, но первая подкормка полевых культур минеральными удобрениями в Калининградской области точно пройдет без сбоев и дефицита.
— Летом прошлого года в Калининградской области с большим размахом прошла агропромышленная выставка «Всероссийский день поля — 2022». На ней было подписано важное трехстороннее соглашение о сотрудничестве. В чем его суть и чем оно будет полезно для сельскохозяйственного сектора региона?
— «Всероссийский день поля — 2022» в Калининградской области, несмотря на сложный период, состоялся и прошел с большим успехом. Это заслуга и губернатора Антона Алиханова, и министра сельского хозяйства Натальи Шевцовой. На этом мероприятии было подписано трехстороннее региональное соглашение между руководством торгового дома «Уралхим», министерством сельского хозяйства Калининградской области и компанией «Балтик-Терра». Этот документ подразумевает фиксацию объема поставки минеральных удобрений с ежемесячным, ежеквартальным и ежегодным графиком. Важно, чтобы своевременно осуществлялась отгрузка товара заводом-производителем, поставка удобрений на склады, чтобы можно было планировать достаточное количество минеральных удобрений, необходимых аграриям региона.
Таким образом, все будут точно уверены в том, что наличие минеральных удобрений в регионе гарантировано нашей компанией — крупнейшим региональным поставщиком.
В дальнейшем будем увеличивать объемы поставки в регион и способствовать развитию агропромышленного комплекса Калининградской области.