2022 год также стал драйвером в развитии цифровых технологий в бизнесе региона.
20 апреля РБК Калининград провёл круглый стол в формате Public Talk (англ. — публичный разговор) на тему «Цифровая трансформация калининградского бизнеса». Во встрече приняли участие уполномоченный по защите прав предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова, вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Александр Симарин, заместитель управляющего Калининградским отделением ПАО Сбербанк Татьяна Степанюк, начальник управления продаж малому бизнесу в Калининградском отделении ПАО Сбербанк Алексей Кульмичев, директор «ПК Арт Сервис» Артур Низамов, директор компании «Окна на отлично» Вячеслав Пыталев и основатель компании «Мульти Сайт» Максим Кучма.
Разговор шёл о том, какие возможности есть у предпринимателей в то время, когда цифровизация стала неотъемлемой составляющей успешного развития бизнеса. А также о том, как выбрать подходящие решения для компании, чтобы улучшить финансовые показатели. Спикеры предложили целый ряд решений, рассказали, как в них ориентироваться и какие выбрать для определённых сфер бизнеса.
Последние три года бизнес цифровизировался почти во всех отраслях. В том числе и во взаимоотношениях с государством. Но есть ещё такие сферы, где цифровизацию необходимо наращивать. Об этом рассказала уполномоченный по правам предпринимателей в Калининградской области Светлана Нижегородова.
«Цифровизация в COVID прочно вошла в нашу жизнь. Если раньше она была на выбор: цифровыми сервисами можно было пользоваться или нет, то сейчас это неизбежность, и от неё нужно получать удовольствие. Во-первых, цифровизация для предпринимателя — это экономия времени, экономия денег, а в части взаимодействия с государством — также снижение коррупции. Бизнес сейчас всегда начинается с цифровых сервисов. Можно открыть цифровую инвестиционную карту, в цифровом формате у нас происходит регистрация бизнеса, также мы сдаём все виды отчётности. К уполномоченному по правам предпринимателей бизнесмены чаще всего обращаются с техническими проблемами в применении цифровых продуктов, с вопросами по персональным данным, там сильно меняется законодательство, и оно становится строже. Но в целом калининградский бизнес очень позитивно воспринимает цифровизацию. И нужно продолжать развиваться в этом направлении. А вот, например, по таможенной части необходимо цифровизацию даже ускорять», — говорит бизнес-омбудсмен.
Чтобы цифровизация приносила пользу, все этапы взаимодействия бизнес-сообщества и контролирующих органов должны быть цифровизированы от начала до конца. Но при этом нельзя забывать и об экономической составляющей, когда этот процесс может стать неподъёмным финансовым бременем как для малого бизнеса, так и для крупных организаций — в случае необходимости хранения и обработки больших баз данных с использованием внешних серверов или облачных хранилищ, объясняет вице-президент Калининградской торгово-промышленной палаты Александр Симарин.
«Мы периодически проводим анкетирования, в ходе которых выявили, что основные вопросы калининградских предпринимателей касаются перевода взаимоотношений бизнеса, КТПП, таможни и других контролирующих органов именно в цифру. Палата очень заинтересована в том, чтобы как можно больше бизнеса пользовалось продуктами цифровизации, обеспечивающими возможность осуществления электронного документооборота и обработки больших массивов информации. Калининград — это особая экономическая зона. Ввезти сюда, как в любую такую зону, можно всё, а вот при вывозе возникает много проблем. Поэтому сегодня все заявки мы уже принимаем в цифровом формате, заключения об идентификации выдаём в цифре с ЭЦП. И, когда человек понимает, что можно не ходить и не приносить огромную стопку бумаг для того, чтобы оформить заключение с целью последующего вывоза из Калининградской области, снова вернуться в аналоговую систему и носить бумаги уже никто не захочет. Но нужно учитывать, что гладко всё будет работать только в том случае, если будет проведена цифровизация и автоматизация внутри самого предприятия, чтобы были цифровизированы его бухгалтерский и складской учёт. Потому что если бизнес работает с использованием аналоговых процессов, то обращаясь в палату, например за оформлением заключения об идентификации иностранных товаров, он существенно затягивает процесс выдачи документа. Поэтому цифровизация будет идеально работать только в том случае, если она будет реализована на всех уровнях как внутри самого предприятия, так и на последующих этапах оформления и контроля. При этом мы понимаем, что цифровизация — это замена физического объекта неким аватаром. На уровне функционирования ОЭЗ это предполагает наличие очень больших баз данных, а кто их будет разрабатывать и финансировать, сложно представить. Поэтому, с одной стороны, цифровизация — это благо, но, с другой стороны, мы должны понимать, что сейчас нужно её запустить только до той степени, пока она экономически целесообразна», — подытожил Александр Симарин.
Компании, которые начали цифровизацию задолго до пандемии, продолжают её внедрять. Потому что новые продукты и решения помогают ускорять сложные бизнес-процессы, рассказывает генеральный директор компании «Окна на отлично» Вячеслав Пыталев.
«Цифровизировать нашу компанию мы начали с 2012 года. Так как основные клиенты у нас — это физлица, то важно выдерживать время и сроки, которые мы ставим. В 2014 году нам пришлось расстаться с некоторыми из сотрудников, потому что люди были не готовы так работать. Ведь те инструменты, которые мы внедряли, значительно ускоряли работу, но, если человек не хотел учиться, мы с ним расставались. Если мы берём большее количество задач, появляется больше людей, но и включаются аппаратные продукты. Без CRM мой бизнес не имеет перспектив развития, у нас есть решения как по отраслевой работе, так и по конструкторской, производственной. И нет одной единой системы, которая решит все наши задачи, это только агрегация нескольких продуктов. И их синергия работает на нас. Мы сейчас находимся в стадии между продвинутым ремеслом и бизнесом», — говорит Вячеслав Пыталев.
Помощь в цифровизации бизнеса предпринимателям оказывают IT-компании и банки. Они в последние годы предлагают огромное количество решений, которые помогут цифровизировать большинство сфер деятельности предпринимателей. Это сильно экономит время и увеличивает прибыль компаний, рассказывает заместитель управляющего Калининградским отделением ПАО Сбербанк Татьяна Степанюк.
«Отрасли бизнеса испытывают различные потребности: кому-то нужен банковский продукт, а кто-то хочет переориентировать свой бизнес, выйти на новые рынки. Сейчас можно предлагать онлайн-консультации с индийскими партнёрами через индийский филиал банка, таким образом, предоставлять возможность поиска новых контрагентов. Открыть счёт в банке можно очень быстро и без посещения офиса, причём счета могут быть в любых дружественных валютах. Есть инструменты, которые отвечают за безопасность бизнеса, например сервис проверки контрагентов. Все уходят от ручного труда для максимизации прибыли и упрощения многих процессов. Мы создаём цифровые решения в разных отраслях, будь то производство или продуктовый ретейл, в независимости от того, большая это компания или малый бизнес», — подытожила Татьяна Степанюк.
Цифровые решения для оптимизации малого бизнеса сейчас используются всё чаще. Они помогают минимизировать человеческий фактор, увеличивают приток клиентов и их возвращаемость, говорит начальник управления продаж малому бизнесу в Калининградском отделении ПАО Сбербанк Алексей Кульмичев.
«Благодаря цифре бизнес может принимать эффективные управленческие решения для развития, которые основываются на данных о целевых покупателях, товаре, конкурентах, пешем и автомобильном потоке. Приведу пример на аптеке. Собственник бизнеса сам стоит за прилавком, и, когда спрашиваешь его: „Какая возвращаемость твоих покупателей?“, он уверенно скажет, что 60 % — это постоянные клиенты. Но, подключая ему отраслевое решение, мы видим по факту, что возвращаемость всего 23 %. При этом на анализе данных видно, кто является целевым клиентом. И триггер подсказывает элементарное решение — это введение карты лояльности. Если эта аптека в жилом районе, конечно, многие захотят пользоваться скидкой даже в 5 %. При этом возвращаемость увеличивается, выручка растёт. Есть пример из бьюти-сферы. И всё так же в цифре. Например, возникают сложности с поиском администраторов, которые будут ответственными, готовыми записать каждого клиента, позвонить ему, ответить, отправить СМС в нужное время. Барбершоп устанавливает цифровое решение для того, чтобы вести онлайн-запись и рассылку СМС-сообщений. Услуга очень удобная, при этом повышается возвращаемость посетителей, сокращается время обслуживания. Подобные банковские решения помогают предпринимателям оказывать качественный сервис своим клиентам, что является одной из составляющих роста любого бизнеса. Сбер предоставляет такие отраслевые решения уже для шести различных сфер бизнеса и планирует расширять их количество. Сегодня готовые решения существуют для оптовой и розничной торговли, недвижимости, ЖКХ, транспорта и сферы услуг», — приводит примеры Алексей Кульмичев.
Современная глобальная цифровизация в России столкнулась с рядом негативных моментов. Уход с рынка крупных иностранных компаний, предлагавших цифровые решения, — одна из самых проблемных. Такую точку зрения высказал Александр Симарин.
«У нас тут звучало, что пандемия — это благодать для цифровизации, но я бы так не сказал. Это был „волшебный пендель“, но не более того. Потому что и геополитическая ситуация, и пандемия очень негативно сказались на цифровизации. Программное обеспечение иностранное ушло, а достойной российской замены ещё пока нет. Я говорю именно про бизнес, который занимался производством и вывозил товары на основную территорию России. Вторая проблема, с которой мы столкнулись при переходе предприятий в цифру, это дороговизна цифровых решений. Потому что универсального продукта для всех нет, нужно для каждого разрабатывать индивидуальные подходы и зачастую даже программное обеспечение, а это стоит больших денег. Ещё из негативного то, что компании могут предложить готовый продукт, который ей совсем не подходит (что выясняется только спустя некоторое время), а это потеря бюджета и времени. И тут желание двигаться в сторону цифровизации у бизнеса может пропасть на несколько лет», — рассказал представитель КТПП.
Но государственные структуры начали цифровизацию именно в пандемию, считает Светлана Нижегородова. Она уверена, что, если бы не ограничения, переход в цифру затянулся бы на долгие годы.
«Бизнес активнее входит в процесс цифровизации, чем государство. С ним всегда всё сложнее. И тут именно пандемия сыграла ключевую роль, потому что государство оказалось в такой ситуации, что госуслуги оказывать надо, а встречаться невозможно. И если ещё пять лет назад мы даже не могли представить, что государственную субсидию можно будет получить через банк, не выходя из дома, то заработало всё это именно в пандемию. Но пока ещё сохраняются некоторые бюрократические моменты, например во взаимоотношениях с Федеральной таможенной службой. Когда уже всё готово, мы уже понимаем, что цифровизация — это благо, но вот такие сложные моменты всё-таки остаются пока. Но я уверена, что мы к этому придём. И если называть флагманов цифровизации со стороны государства, то это Федеральная налоговая служба. И взаимодействие коммерческих и государственных систем очень полезно бизнесу, поэтому мне бы хотелось, чтобы все государственные компании поскорее цифровизировались», — резюмировала Светлана Нижегородова.
Опытом цифровизации бизнеса поделился генеральный директор компании «ПК Арт Сервис» Артур Низамов. Он уверен, что инвестиции в цифру — одни из самых важных в бизнесе.
«Мы внедряли систему CRM, сейчас она работает на 70 %, и 30 % мы пока дорабатываем. Компании не нужен сайт, потому что опт и розницу на своём рынке мы уже утвердили за собой. А вот контролировать человека, как он отработал за день, необходимо, и здесь CRM — хороший помощник. Так как мы производство оптовое, сейчас мы загружены на 120 %, и у нас есть такое понимание, что если поступил заказ и его плановая выгрузка, то клиенты хотят работать чётко, без срыва сроков. И тут нужен контроль. А когда производство раскидано по Калининграду и центральный склад стоит отдельно, это сложно. Поэтому для нас был важным момент контроля и на производстве в том числе. Поэтому систему мы совершенствуем, инвестируем в неё. И вот этот момент цифровизации был очень важным», — пояснил Артур Низамов.
Внедрять цифровые продукты и решения в бизнес нужно на больших скоростях. Это не только повышает лояльность у клиентов, но и делает многие процессы максимально удобными и качественными, а также повышает уровень конкуренции на рынке, рассказывает о своём опыте Вячеслав Пыталев.
«Скорость очень важна. Потому что клиент, если для него компания токсична и она не даёт ему те сервисы, которые облегчают его жизнь, он выберет ту фирму, где ему проще и легче. Есть живой пример цифровизации, как мы перестали носить с собой банковские терминалы. Мы сделали брелоки с QR-кодами СБП, его берут специалисты на выезд, всё официально оформляется, сохраняется чек, делаются все документы, при этом человеку не нужно будет никуда бегать со своей банковской картой. Есть смартфон, камера, и вопрос решён. И таких сервисов ежемесячно становится всё больше и больше. Таким образом повышается уровень конкуренции среди других компаний. Сложно, конечно, было проходить оцифровку нашего бизнеса не останавливая работу, но мы этот трёхмесячный период пережили. Получили классный опыт: это внедрение „Битрикса“, AmoCRM. Поэтому я очень позитивно отношусь к цифровизации, и если ей не заниматься сейчас, то потом может и не наступить», — резюмировал Вячеслав Пыталев.
Сегодня, в ситуации, когда многие ранее доступные инструменты маркетинга недоступны российскому предпринимателю, одной из главных составляющих цифровизации бизнеса, прямо влияющих на рост продаж, является разработка и продвижение качественного сайта, считает руководитель компании «Мульти Сайт» Максим Кучма. Он обратил внимание на пять важных шагов при его создании и запуске.
«Наличие сайта, какой бы он ни был, не принесёт вам ровным счётом ничего, никакого увеличения прибыли не будет. Очень яркий пример: вы купили себе велотренажёр, который должен делать вас стройнее, активнее и здоровее, но после покупки волшебным образом он становится очень удобной вешалкой. И вы не станете спортивнее просто оттого, что он стоит в вашей спальне. Также и с сайтом. Он должен быть грамотно проработанным. Лучше действовать пошагово. Изучить сайты ваших коллег по цеху в регионе: анализ цен, товаров, фишки. Затем делаете то же самое, только на более крупном рынке, например в Москве. Записывайте всё, что вас цепляет. Затем нужно прозвонить вашим клиентам и задать им вопрос: „А почему вы выбрали именно нас?“ Их ответы также должны будут лечь в наполнение сайта. После надо сделать фотосессию вашего производства, сотрудников, продукции, потому что именно такие фото вызывают доверие. И выделить время и бюджет на разработку сайта, а также бюджет на год или хотя бы на полгода его рекламы и продвижения. На основе планируемых каналов привлечения трафика нужно подготовить так называемую CJM — карту пути пользователя. Готовый пример работающей цифровизации бизнеса», — делиться опытом Максим Кучма.
Многие предприниматели создают сайты самостоятельно, некоторые доверяют их специальным сервисам, другие привлекают IT-компании. Цифровизироваться нужно комплексно, внедряя в том числе и отраслевые решения, уверена Татьяна Степанюк.
«Есть возможность воспользоваться конструктором для создания сайта или прокачать его, подключить таргетированную рекламу или выйти на маркетплейсы. Обычно клиенты, не имеющие опыта в электронной торговле, испытывают сложности в подборе грамотной программы цифровизации и её настройки под определённый вид деятельности, а с использованием данного сервиса это сделать очень просто.Важно комплексно подходить к клиенту, делать все наши сервисы и решения так, чтобы они были удобными и полезными», — делится опытом Татьяна Степанюк.
Все присутствующие на круглом столе пришли к выводу, что цифровизация бизнеса будет продолжаться и дальше. Важно, чтобы ей подвергались рутинные процессы, где можно минимизировать человеческий труд, которые помогут увеличить прибыль. И конечно, важно, чтобы к цифровизации подключались государственные структуры. Это имеет большое значение для всей страны, а для Калининградской области в особенности.