Компетенция , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Глава оперофиса Райффайзенбанка: «Люди хотят управлять деньгами онлайн»

Прошедший год стал испытанием для всей банковской системы. Тем не менее калининградский офис Райффайзенбанка смог существенно нарастить клиентскую базу, увеличив пассивы на 30%

О том, как удалось адаптироваться к пандемии, рассказала Наталья Козлова, директор операционного офиса банка в Калининграде.

— Как банковская система в целом пережила 2020 год?

— Судя по результатам, банковской системе удалось справиться с ситуацией. Пандемия оказалась трудным испытанием, но система прошла проверку на прочность. И прежде всего на прочность IT-системы. Способна ли она вынести максимальную нагрузку, может ли справиться с задачей удаленного обслуживания клиентов, быть гибкой и быстро адаптироваться под новые продукты и сервисы? Во всех сегментах бизнеса дистанционные каналы прошли испытания. И то, что банки планировали сделать в течение двух-трех лет, пришлось оперативно делать в моменте. В результате карантина появилась весомая часть клиентов, которая вошла во вкус в использовании удаленных сервисов. Это самое важное достижение 2020 года.

— А как пандемия отразилась на вашей работе?

— Мы продолжали обслуживать клиентов, ни на один день не приостанавливая деятельность. Конечно, в первый месяц была стрессовая ситуация, приходилось оперативно приспосабливаться к новым требованиям и ограничениям Роспотребнадзора. Как и другие участники рынка, мы выдавали льготные кредиты по программе господдержки, предоставляли кредитные каникулы и предпринимали другие меры, чтобы поддержать клиентов и их бизнес в сложившейся ситуации.

— Насколько успешным стал прошлый год для банка в Калининграде? Каковы финансовые результаты по сравнению с 2019 годом?

— Совокупные пассивы за год выросли на 1 млрд рублей и достигли 4,2 млрд рублей. Пассивы физлиц увеличились более чем на 500 млн рублей. Пассивы малого бизнеса выросли на 180 млн рублей. Пассивы крупного бизнеса остались на уровне прошлого года — 1 млрд рублей. По версии Forbes (16+) Райффайзенбанк оценили наивысшими оценками в стране и одним из лидеров по привлечению средств физлиц. В такой непростой период, как прошлый год, мы не только сохранили клиентскую базу, но и существенно ее увеличили. В банк на обслуживание пришло много новых индивидуальных клиентов, предпринимателей и компаний. Приятно осознавать, что клиенты нам доверяют.

Что касается активов, то они снизились по всем направлениям бизнеса, хотя мы выдали за год 1,7 млрд рублей кредитов клиентам разных сегментов бизнеса. Кредитный портфель малого бизнеса уменьшился на 4%. Это наиболее уязвимый сегмент бизнеса, который быстрее всех и сильнее всех пострадал в период пандемии. В связи с сокращением спроса со стороны населения и снижением его платежеспособности совокупный розничный кредитный портфель уменьшился на 6%.

— Значит ли это, что клиенты перешли к сберегательной модели?

— Да, и при этом, как показывают наши опросы, они предпочитают гибкие условия управления своими счетами. Порядка 90% опрошенных нами респондентов осенью 2020 года самым важным параметром при выборе вклада назвали возможность управлять деньгами онлайн. В течение последних двух лет мы наблюдаем переток средств с депозитов на накопительные счета, которые предлагают более гибкие условия и возможность снятия средств без потери процентов.

Также хочу отметить возросший интерес к инвестиционным продуктам в связи с понижением ставок по депозитам и снижением стоимости биржевых активов.У клиентов появилась возможность совершать сделки и подписывать все необходимые документы онлайн — без посещения офиса банка или брокерской компании, что очень удобно и безопасно. На брокерский счет или ИИС можно положить любую сумму, хоть 1000 рублей, и начинать торговать. Райффайзенбанк предлагает самостоятельным инвесторам открытие брокерского счета или ИИС. Тем, кто не готов самостоятельно приобретать ценные бумаги, можно воспользоваться готовыми портфелями паевых инвестиционных фондов в управляющей компании «Райффайзен-Капитал» с разным уровнем риска.

— А как же ипотечный бум? Он вас миновал?

— Нет, количество заявок на кредиты выросло в 3 раза. В целом ставки на рынке были на уровне исторического минимума и спрос на кредиты был высоким. Больше всего была востребована ипотека с господдержкой. Благоприятная конъюнктура рынка позволила многим клиентам оформить рефинансирование на условиях 7,89%, облегчить долговую нагрузку на семейный бюджет или сократить срок кредита.

Правда, на переход на работу по счетам эскроу и рост спроса со стороны населения застройщики отреагировали 20%-м ростом цен на жилье. Несмотря на это, ипотека остается востребованной, по-прежнему большое количество горожан нуждается в улучшении жилищных условий. И в феврале-марте мы снова наблюдаем увеличение количества ипотечных заявок. Интересно, что 71% из них приходится на онлайн-канал. В феврале 2020 года банк интегрировал личный кабинет ипотечного заемщика с порталом «Госуслуги». Теперь 85% информации анкеты заполняется автоматически, что экономит время клиента.

— А какие новые цифровые сервисы появились в банке?

— Диджитализация — это ключевой фокус для банка. Нам важно быстро создавать технологичные и интуитивно простые финансовые инструменты, которые делают финансовую жизнь наших клиентов легче. Банк продолжил развивать дистанционные форматы коммуникаций. Теперь клиент может общаться с чат-ботом свободно, как с человеком, и в любой момент разговора может переключиться на сотрудника банка. Чат-каналы предпочитают 44% физических лиц и 27% предпринимателей.

В корпоративном бизнесе мы внедрили новый интернет-банк «Райфайзен Бизнес Онлайн» и реализовали удаленное открытие расчетных счетов. Теперь весь документооборот клиент может вести онлайн с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП). Также у нас появился онлайн-факторинг — бесконтактный способ взаимодействия между участниками сделки. Большое развитие в совершенно разных индустриях бизнеса получила система быстрых платежей, которая помогает торговым компаниям существенно экономить на эквайринге. Транзакционные издержки снижаются с 2–2,5% до 0,4–0,7%, а значит, можно оптимизировать расходы на оборудование торговых точек. Например, в Калининграде мы подключили к СБП сеть супермаркетов Spar.

— Расскажите о планах на 2021 год.

— Мы продолжим привлекать новых клиентов во всех сегментах бизнеса и поддерживать высокое качество услуг, за которое нас выбирают клиенты. Будем развивать продукты и сервисы, чтобы сделать финансовую жизнь наших клиентов легче. Несмотря на пандемию, важно не останавливаться на достигнутом и идти дальше, сохраняя высокую рентабельность бизнеса.

АО «Райффайзенбанк»

Материалы выпуска
Рыночный расклад «Айтишники стали звездами». Бизнес — о новых трендах в организации труда
Компетенция Новый глава «Россети Янтарь» Артем Пидник о развитии компании
Новости партнеров Партия «Новые люди» запустила проект бесплатных консультаций
Инструменты Бизнес-мышление: как военнослужащим преуспеть на «гражданке»
Экспертиза Как налоги бизнеса помогают городам строить и жить
Экспертиза Создание эшелонированной защиты промышленных предприятий от киберугроз
Компетенция «Билайн» и «АльфаСтрахование» запустили ДМС для иностранцев в России
Компетенция «Новые люди» помогут реализовать проект «Велогород Оnline» в Калининграде
Решения Кадры, тарифы, логистика. В Калининграде обсудили проблемы кластеров
Новости партнеров ПСБ снижает ставку по льготной ипотеке до 5,69%
Решения Качество на миллиард: как расти быстрее рынка
Компетенция Калининградский бизнес: цифровизацию не остановить, но это еще не прорыв
Рыночный расклад Клиенты выбирают цифровые сервисы. Калининградский Сбербанк подвел итоги
Компетенция «Билайн» подвел итоги развития сети в Калининградской области в 2020 году
Компетенция Глава оперофиса Райффайзенбанка: «Люди хотят управлять деньгами онлайн»
Содержание
Закрыть