Экспертиза , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Как налоги бизнеса помогают городам строить и жить

Фото: Юлия Власова
Фото: Юлия Власова
Собственник фармкомпании Андрей Горохов убежден, что рассматривать бизнес как дойную корову, дающую налоги в бюджет, — все равно, что забивать гвозди микроскопом

Участие бизнеса в развитии сел, городов и регионов идет — это всегда результат взаимодействия. Выстроить его так, чтобы заинтересовать и мотивировать предпринимателей, — дело власти. О механизмах такого успешного взаимодействия рассказал на своей лекции слушателям программ переподготовки «Государственное и муниципальное управление» и «Эффективное государственное и муниципальное управление» западного филиала РАНХиГС бизнесмен Андрей Горохов. Уже несколько лет фармкомпания «Инфамед К» совместно с администрациями Багратионовского и Черняховского городских округов последовательно реализует разные градостроительные проекты. Неслучайно встреча со студентами прошла в Багратионовске на производственной базе индустриального парка «Экобалтик». Самые интересные фрагменты этой лекции РБК Калининград публикует в своем проекте «Экспертиза».

Если налоги — это обязанность бизнеса, то все остальное — его добрая воля. Как говорится, невольник — не богомольник. Нельзя заставить бизнес интересоваться проблемами местных жителей—социалкой, коммуналкой, досугом, культурой — и брать на себя ответственность за их решения. А вот заинтересовать в этом можно.

Фото: Юлия Власова
Фото: Юлия Власова

Мой бизнес приносит муниципалитетам налоги в бюджеты и дает мне возможность заниматься общественными проектами. Мы с партнерами работаем в фармацевтике, производим антисептики «Мирамистин» и «Окомистин». В прошлом году налоговые поступления нашего предприятия «Инфамед К» составили около миллиарда рублей — это суммарно НДФЛ, НДС, налоги на дивиденды. Часть этой суммы — федеральная, часть идет в областной бюджет, муниципалитеты тоже получают весомую сумму — десятки, сотни миллионов рублей. В этом году я заплатил налог на дивиденды на предприятии в Багратионовском городском округе — 306 млн рублей. В целом на две территории больше полумиллиарда. Так вот, задача муниципального управленца — направить эти налоговые поступления на реализацию нужных территории проектов. А чтобы отобрать проекты, которые сыграют вдолгую, нужно мыслить стратегически.

Кроме налогов мы обеспечиваем муниципалитеты рабочими местами. Такое предприятие, как «Инфамед К», — солидный работодатель в муниципальном масштабе. В индустриальном парке «Экобалтик» работает около 500 человек, из которых процентов 90 — местные жители. Причем мы расширяемся. В прошлом году набрали дополнительно несколько десятков человек — спрос на антисептики вырос, мы переходили на работу в третью смену. В позапрошлом году запустили завод фармацевтических субстанций — это тоже десятки новых сотрудников. У нас есть стратегия развития «Экобалтик-2», которая предполагает строительство новых цехов, а в среднесрочной перспективе на «Экобалтике» возникнет большой производственный квартал. Ежегодный оборот наших предприятий превысил 6 млрд рублей. Первый завод в Багратионовске начал работать в 2014 году, а сегодня объем инвестиционных вложений в индустриальный парк составляет уже более 4 млрд. Сопоставимую сумму мы собираемся потратить в ближайшие годы. Акционеры приняли решение: более 300 млн будем вкладывать в этом году в административно-бытовой корпус. У нас также планируются новый цех по производству растворов с лабораторным корпусом, цех по производству упаковки, центр обработки данных, большой фармацевтический склад с электронно-лучевой стерилизацией. Так что планы у нас — наполеоновские.

Фото: Юлия Власова
Фото: Юлия Власова

Без развития бизнеса была бы невозможна наша общественная работа. Почему мы вообще стали ею заниматься? Я отвечаю на этот вопрос так: во-первых, мои сотрудники живут и работают в муниципалитете. Свои проблемы они обязательно будут переносить на производство: от мыслей о нетопленом доме голову автоматически не отключишь. Соответственно, благополучие наших сотрудников влияет на их эффективность. Значит, в моих интересах это благополучие обеспечить. Во-вторых, я сам часто бываю в Багратионовске, я хожу по этим улицам, обедаю в этих кафе, мне небезразлична окружающая обстановка, хочется, чтобы вокруг все было чисто и красиво. В-третьих, сказалась моя работа депутатом областной думы от Черняховского района. Погружение в проблемы земли — очень ценный опыт, здесь не всегда подходит бизнес-решение. Люди — не твой штатный персонал, а муниципалитет — не коммерческая компания, работающая на прибыль. Муниципальное управление сложнее бизнес-менеджмента, не говоря уже об управлении регионом и страной. Но любой бизнес может оказаться полезным муниципалитету, привнести практику проектного мышления, дать свое умение эффективно распределять имеющиеся ресурсы, которые для территорий, как известно, всегда в дефиците. Вот эти навыки я и предлагаю в сотрудничестве с руководством муниципалитетов.

Фото: Юлия Власова
Фото: Юлия Власова

Рассматривать бизнес исключительно в виде дойной коровы, дающей налоги в бюджет и работающей по принципу «чего изволите?» — все равно, что забивать гвозди микроскопом. Бизнес может стать равноправным участником муниципальной жизни, причем он сам заинтересован в этом, нужно только наладить с ним нормальный человеческий диалог. И хорошо бы муниципалитету и бизнесу формализовать свои отношения, заключать своего рода общественный договор. В Багратионовске и Черняховске мы подписываем соглашения между городским округом и компанией, в котором власти гарантируют, что наши адресные налоговые выплаты (по налогу на дивиденд. — Прим. РБК Калининград) пойдут на конкретные, понятные бизнесу цели: реконструкцию исторического центра, ремонт фасадов, тротуаров, школ и детских садов. В бюджете расходы на эти проекты уже расписаны. Это пример проектного подхода, когда средства не размазываются тонким слоем по всем статьям муниципальных расходов. Наоборот, средства идут на проекты долгосрочного развития, которые потом сами станут зарабатывать для муниципалитетов. Другой вопрос, как определить такие стратегические проекты.

Фото: Юлия Власова
Фото: Юлия Власова

В Черняховске команда Сергея Булычева сделала ставку на очевидное преимущество города — хорошо сохранившийся исторический центр, реконструкция которого сейчас ведется. В прошлом году город вошел в тройку лучших в стране по благоустройству. Речь о проекте Минстроя России «Формирование комфортной городской среды в малых городах». В Багратионовске в рамках того же проекта команда Максима Азова благоустроила историческое озеро Лангер. Старт большим локомотивным проектам дали финансовые поступления от бизнеса: мы даем стартовое финансирование за счет дополнительных налогов, а потом уже из общего котла приходят федеральные и региональные бюджетные деньги. Это вообще моя любимая тема: как путем софинансирования можно реализовать крупные проекты. По отдельности денег нет ни у кого, уж тем более у муниципалитета. Но бизнес дает рубль, городской округ — еще один, регион — десять, Москва — двадцать, а в итоге вы набираете достаточно, чтобы реализовать самые смелые замыслы. И на каждый вложенный рубль муниципалитет получит десять из других источников.

Экспертиза Создание эшелонированной защиты промышленных предприятий от киберугроз
Материалы выпуска
Рыночный расклад «Айтишники стали звездами». Бизнес — о новых трендах в организации труда
Компетенция Новый глава «Россети Янтарь» Артем Пидник о развитии компании
Новости партнеров Партия «Новые люди» запустила проект бесплатных консультаций
Инструменты Бизнес-мышление: как военнослужащим преуспеть на «гражданке»
Экспертиза Как налоги бизнеса помогают городам строить и жить
Экспертиза Создание эшелонированной защиты промышленных предприятий от киберугроз
Компетенция «Билайн» и «АльфаСтрахование» запустили ДМС для иностранцев в России
Компетенция «Новые люди» помогут реализовать проект «Велогород Оnline» в Калининграде
Решения Кадры, тарифы, логистика. В Калининграде обсудили проблемы кластеров
Новости партнеров ПСБ снижает ставку по льготной ипотеке до 5,69%
Решения Качество на миллиард: как расти быстрее рынка
Компетенция Калининградский бизнес: цифровизацию не остановить, но это еще не прорыв
Рыночный расклад Клиенты выбирают цифровые сервисы. Калининградский Сбербанк подвел итоги
Компетенция «Билайн» подвел итоги развития сети в Калининградской области в 2020 году
Компетенция Глава оперофиса Райффайзенбанка: «Люди хотят управлять деньгами онлайн»
Содержание
Закрыть