Компетенция , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

Калининградский бизнес: цифровизацию не остановить, но это еще не прорыв

Прошедший 2020 год и пандемия дали новый мощный толчок развитию цифровых и удаленных сервисов во всех сферах экономики

Интернет-коммуникации развиваются стремительно, и все-таки глобального технологического прорыва не произошло. Сегодня бизнес в основном использует инструменты, внедренные до коронавируса.

К такому выводу 24 марта пришли участники организованного РБК Калининград круглого стола в формате Public Talk (англ. — публичный разговор). Предприниматели и топ-менеджеры ведущих компаний Калининградской области обсуждали тему «Цифровизация как глобальный тренд: опыт, проблемы и планы калининградского бизнеса». Разговор шел о новых стандартах работы, контроля и обслуживания в промышленности, связи, банковской, юридической сферах и IT. Каждый спикер делился своим уникальным опытом.

Опыт промышленности

Вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент» Дмитрий Чемакин подчеркнул, что в автомобильной промышленности цифровизация является приоритетным направлением.

«Прежде всего необходимо отметить цифровой скачок в сфере коммуникаций. Все производители выиграли за счет интернет-взаимодействия. Особенно это важно при организации так называемого инженерного взаимодействия с партнерами», — сказал Дмитрий Чемакин, отметив, что процесс цифровизации производства весь 2020 год шел своими темпами независимо от пандемии.

Дмитрий Чемакин, вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»
Дмитрий Чемакин, вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг Менеджмент»

«В настоящее время компания «Автотор» завершает строительство на территории производственной площадки в микрорайоне А. Космодемьянского нового завода, который включает в себя корпуса цехов для конвейерного производства, сварочного и окрасочного производства. Общий объем инвестиций, в том числе в технические решения и оборудование, — более 300 млн евро. В частности, с вводом в эксплуатацию этого комплекса мощности окрасочного производства будут увеличены до 150 тыс. кузовов в год. В проекте нового завода, в том числе во всех логистических и технологических решениях, предусмотрены самые новейшие цифровые технологии, которые есть в мире на сегодняшний день. Проектировщиком и поставщиком оборудования являются германские компании, которые следуют в авангарде флагманских трендов мирового автомобилестроения. Наличие высоких компетенций в цифровизации — это один из главных приоритетов для нашей компании при выборе партнеров по развитию производства.

Наконец, еще один аспект цифровизации — это использование цифровых технологий непосредственно в автомобиле. И здесь очень многое зависит от развития российской промышленности. Пока мы видим, что здесь какого-то видимого рывка пандемия не принесла. Новые технологии в машины входят, и, безусловно, мы этот тренд поддерживаем. Мы заявили о производстве электромобилей, а в электромобилях телематика и цифровые решения — это основной и стоимостной, и качественный результат. Тот, кто эффективней задействует цифровые решения в системах управления электромобилем, тот выйдет на этот рынок гораздо успешнее», — отметил Дмитрий Чемакин.

Опыт IT

Рынок IT растет. Компания «Корбит», DigitalThinx GmbH работает на двух рынках — калининградском и немецком. Генеральный директор Йоханн Воронин рассказал, что за год пандемии сильно возрос и продолжает расти спрос на сервисы и приложения, позволяющие обслуживать клиента через интернет. В выигрыше оказались те компании, которые смогли предложить своим клиентам цифровые решения по обслуживанию заказов. В некоторых секторах, таких, например, как государственный сектор, банковский и другие, по уровню цифровизации Россия находится посередине — опережает очень консервативную Европу, но отстает от инновационных США, считает эксперт.

Внутри IT-компаний ускорился тренд на home-office.

Йоханн Воронин, генеральный директор ООО «КОРБИТ», 
DigitalThinx GmbH
Йоханн Воронин, генеральный директор ООО «КОРБИТ», DigitalThinx GmbH

«Если в офисе раньше находилось по 30 человек, то сейчас нам хватает офиса в 25 квадратных метров, так как люди работают из дома. Но к этому так и так шло, единственное, пришлось немного ускориться в связи с пандемией. Существует два различных мнения: одни говорят, что люди должны находиться в офисе, а другие говорят, что достаточно 50 на 50, посменно, чтоб не потерять друг друга из виду. Но на самом деле, если есть быстрый и четкий процесс управления, то можно давать свободу инженеру, при этом имея четкий контроль на расстоянии — набор инструментов для этого очень сейчас широкий, и дальше зума уходит», — продолжает Йоханн Воронин.

Он рассказал, что компания «Корбит», DigitalThinx GmbH сейчас работает над биомедицинской интернет-платформой, позволяющей вести учет больных с хроническими заболеваниями (например, диабетом). Платформа позволяет, используя искусственный интеллект и большие данные, назначать правильное терапевтическое лечение. На примере Германии становится очевидно, что цифровизацию немного тормозит строгая политика конфиденциальности, сказал руководитель компании. С другой стороны, по его словам, такая политика важна, поскольку нужно внимательно относиться к персональным данным, которые сегодня используются в различных онлайн-сервисах. И в этом смысле необходимо искать золотую середину.

Также Йоханн Воронин обозначил, что в ближайшем будущем не останется ни одной сферы экономики и ни одного предприятия, не затронутых цифровизацией. В большей или меньшей степени, но она коснется каждого сектора. В то же время цифровизация как часть четвертой промышленной революции несет в себе и деструктивный характер, поэтому те предприятия, которые не обратят на это внимание, рискуют потерять конкурентное преимущество на рынке.

Например, банк не предлагающий своим клиентам онлайн-сервисы, рискует в будущем уйти на задний план, прогнозирует глава IT-компании.

Опыт банковской сферы

Банковской сфере, где для продажи услуг всегда был важен личный контакт с клиентами, в пандемию пришлось столкнуться сразу с несколькими вызовами, и первый из них заключался в том, чтобы не потерять своих клиентов в локдаун.

«Для нашего банка, я считаю, был некий прорыв: для действующих клиентов была сделана цифровая кредитная карта. Вроде, кажется, ну, цифровая кредитная карта, ну и что? Но на самом деле этот продукт помог очень большому спектру клиентов в момент пандемии, потому что были задержки зарплаты, а жить нам надо, поэтому кредитная карта здесь была спасением. 120 дней был льготный период — 3 месяца позволили большому количеству людей перейти на удаленный офис», — рассказывает управляющий, директор по развитию бизнеса ПАО «Росбанк» по Калининградской области Максим Каргашов.

Максим Каргашов, управляющий, директор по развитию бизнеса 
ПАО Росбанк по Калининградской области
Максим Каргашов, управляющий, директор по развитию бизнеса ПАО Росбанк по Калининградской области

Из сложностей он назвал тот факт, что при переводе банковских сотрудников на удаленную работу (а в банке стояла задача перевести 85%) оказалось, что далеко не у всех есть дома компьютеры с нужной операционной системой. Когда эта проблема была решена, в банке начали применять гибридный формат работы: части работников предложили чередовать офисную работу с удаленной.

«Сначала был страх, и у моих сотрудников тоже. Потому что одно дело, ты знаешь, что придет клиент, ты с ним поговоришь, а цифровизация сделала грань, пропасть: ты не видишь клиента, ты должен ему позвонить, что-то ему предложить, поговорить, пообщаться. Но в любом случае, решил все зум и другие мессенджеры», — рассказал Максим Каргашов.

Опыт цифровой компании

Потребление мобильного интернета абонентами МТС в прошлом году выросло сразу на 60%. Компания провела исследование с использованием больших данных, в ходе которого были проанализированы около 30 тысяч разных сайтов и приложений. Рекордсменами стали сервисы видео— и телесмотрения, посещение которых, в сравнении с 2019 годом, возросло в 5 раз, образовательные платформы — в 3,8 раза, геймерские платформы, доставка продуктов и интернет-магазины — в 2 раза. Результаты этого исследования представила на круглом столе директор МТС в Калининградской области Анна Хлевтова.

Говоря о потреблении в Калининградской области, она уточнила, что абоненты мобильной связи за год пандемии стали в разы чаще пользоваться мобильным интернетом.

Анна Хлевтова, директор МТС в Калининградской области
Анна Хлевтова, директор МТС в Калининградской области

«Пик потребления голосовой связи за последние несколько лет произошел год назад, в конце марта, когда выступал с обращением Путин и всех отправили на выходные, на самоизоляцию. У нас такой нагрузки на сеть не было несколько последних лет, даже в Новый год. Людям так хотелось поделиться друг с другом, переварить, порефлексировать. И в течение месяцев эта динамика только возрастала. Сейчас немножечко устаканилось все, но с передачей данных тренд сохраняется, как сохраняется и востребованность сервисов, в частности телесмотрения. Также свою активность по числу пользователей сохраняют сервисы по доставке еды и мобильные приложения банков», — рассказала эксперт.

На фоне такого всплеска потребления и изменения его модели революции в телекоммуникационной отрасли не произошло: цифровые тренды сформировались достаточно давно, объяснила Анна Хлевтова.

Опыт юридической сферы

Для сотрудников юридических компаний, которые работают с клиентами из сферы IT и других сфер, создающих интеллектуальный продукт, не составило никакого труда перейти работать из офиса домой, с ноутбуками: ключевые юристы и так часто бывали в разъездах, плюс давно использовали облачные сервисы, говорит управляющий партнер юридической фирмы «Солнцев и партнеры» Станислав Солнцев.

«Единственное, изменились расходы на командировки. У нас каждую неделю 3–5 сотрудников уезжает в командировки, включая меня. Сейчас это возобновляется, но в целом, что увеличилось — это расходы на такси. Мы ездим 100% на такси теперь, никакого общественного транспорта, по крайней мере, Санкт-Петербург, Москва. Думаю, понятная специфика. [...] Поэтому фантастической сложности тут не было. Проблемы были в том, что некоторые до сих пор не вернулись с удаленки. Самое необычное в том, что мы в этот 20-й год открыли два офиса физических, и они у нас уже заполнились, и мы сейчас будем использовать гибридную занятость, потому что новых людей просто некуда посадить. И это — тренд, и очень важный тренд: работники уже морально готовы к тому, что у них может не быть своего места, и они будут по очереди приходить на несколько дней в офис. Другой тренд — то, что клиенты готовы к тому, что мы не будем встречаться. Даже те, самые консервативные, которым раньше нужны были исключительно личные встречи. Стереотипы за год очень сильно сломались, мы ощутили от этого удобство. И мы разделились на два лагеря: тех, кто жестко в офлайне, — помощники, которые работают в офисе, и юристов, которые могут работать откуда угодно».

Станислав Солнцев, управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры»
Станислав Солнцев, управляющий партнёр юридической фирмы «Солнцев и партнёры»

Самым важным трендом в работе юристов Станислав Солнцев назвал автоматизацию судов — их более обширный, чем раньше переход к использованию видео-конференц-связи и рассмотрению дел в формате онлайн-заседаний, когда юрист выходит на связь со своего ноутбука или планшета.

«Но тут и проблемы есть: качество связи, к сожалению, не очень хорошее. Плюс, персонал судов просто бывает не готов: а что делать, если вот связь оборвалась? И это очень распространенная ситуация», — сказал Станислав Солнцев.

После полуторачасовой дискуссии участники пришли к выводу, что за год пандемии все усилия были сосредоточены на развитии цифровизации для потребителя. Теперь задача бизнеса и государства — вкладываться в технологическую цифровизацию, именно она должна стать вторым этапом, без которого технического прогресса ждать не стоит.

Что касается перспектив для пользователей, эксперты прогнозируют, что рост интернет-потребления и цифровизация коммуникаций будут стремительно развиваться дальше, и следующим витком станет улучшение качества сервисов и цифрового обслуживания — рынок будет требовать этого на фоне роста осознанности потребления технологий в секторах B2B и B2 °C. Под эти требования рынка бизнес будет подстраивать свои продукты и услуги: например, «начинка» для автомобиля станет частью мобильного гаджета, а реклама брендов будет более навязчивой.

Видео со встречи можно посмотреть здесь:

Рыночный расклад Клиенты выбирают цифровые сервисы. Калининградский Сбербанк подвел итоги
Материалы выпуска
Рыночный расклад «Айтишники стали звездами». Бизнес — о новых трендах в организации труда
Компетенция Новый глава «Россети Янтарь» Артем Пидник о развитии компании
Новости партнеров Партия «Новые люди» запустила проект бесплатных консультаций
Инструменты Бизнес-мышление: как военнослужащим преуспеть на «гражданке»
Экспертиза Как налоги бизнеса помогают городам строить и жить
Экспертиза Создание эшелонированной защиты промышленных предприятий от киберугроз
Компетенция «Билайн» и «АльфаСтрахование» запустили ДМС для иностранцев в России
Компетенция «Новые люди» помогут реализовать проект «Велогород Оnline» в Калининграде
Решения Кадры, тарифы, логистика. В Калининграде обсудили проблемы кластеров
Новости партнеров ПСБ снижает ставку по льготной ипотеке до 5,69%
Решения Качество на миллиард: как расти быстрее рынка
Компетенция Калининградский бизнес: цифровизацию не остановить, но это еще не прорыв
Рыночный расклад Клиенты выбирают цифровые сервисы. Калининградский Сбербанк подвел итоги
Компетенция «Билайн» подвел итоги развития сети в Калининградской области в 2020 году
Компетенция Глава оперофиса Райффайзенбанка: «Люди хотят управлять деньгами онлайн»
Содержание
Закрыть