— Весной прошлого года возник трехкратный рост спроса на «Мирамистин»*, затем продажи упали. Как дела обстоят сейчас?
— Конечно, покупательский спрос падает. Вся фарма это чувствует, мы не исключение. Мы сейчас вышли на какое-то плато и начинаем повторять сценарий 2019–2020 года. Трехкратный рост во время пандемии дал нам стимул дополнительно нанимать людей, вводить дополнительные смены. Сейчас мы приводим в порядок наши производственные мощности, сотрудники работают в две смены. Так что все идет по плану.
— Также вы анонсировали начало опытного производства мазевой формы «Мирамистина» за пределами области. Когда вы планируете налаживать выпуск на территории региона?
— Сейчас мы на базе контрактного производства наконец вышли на технологию производства. Первые партии должны выйти в этом году. Когда мы с контактных площадок получим некоторые объемы, тогда будет смысл переводить производство в регион.
— В 2014 году вы предлагали Владимиру Зарудному, который работал тогда министром сельского хозяйства, использовать в сельском хозяйстве «Мирамистин». Вам не удалось договориться о цене. Сейчас вы работаете над «Мистином», первым препаратом для использования в ветеринарии. Какие перспективы у него?
— Да, ранее мы уже анонсировали наш препарат в ветеринарной форме — «Мистин». Он помогает при порезах, ранах и коровьем мастите. Это лекарство уже готово, оно зарегистрировано. Сейчас мы ведем переговоры и уже близки к подписанию документов, чтобы выпускать его на контрактной площадке на первом этапе. Дальше, когда выйдем на объемы, будем запускать в регионе.
— Вы сейчас проявляете большой интерес к развитию городской среды, занимаетесь благоустройством. Два проекта в вашей команде на конкурсе стартапов «Бизнес Баттл», организованном медиагруппой «Западная пресса», также связаны с обустройством городской среды. Чем объясняется такой интерес?
— Я являюсь одним из руководителем партийного проекта «Единой России», который связан с комфортной городской средой. Как председатель общественного совета проекта в нашем регионе достаточно плотно этим занимаюсь. Мы реализовали несколько проектов по благоустройству на территории Калининградской области: в Черняховском и Багратионовском городских округах, работаем с парком Теодора Кроне. В проекте «Бизнес Баттл», где я являюсь наставником, я выбрал два МАФи-проекта (прим. ред. — малая архитектурная форма) как элемента комфортной городской среды. Беседки, скамейки, лавочки, оградки — это живое наполнение парков и скверов, в конечном счете они составляют уют и красоту данного общественного пространства. Нужно делать это красиво, по современным стандартам качества. Спрос на МАФы сегодня велик и будет только расти.
Что касается территорий городских округов, в которых удалось реализовать большие амбициозные проекты, — мы платим там большие налоги и хотим видеть эффективное их использование местной властью. Идет реализация этих средств в том числе в проектах благоустройства, это, в свою очередь, стимулирует работу населения. Нам не безразлично, на каких территориях проживают люди, работающие у нас.
Важно, что наши налоги работают на большие проекты, которые меняют городскую среду. Мы становимся триггером перемен: на один рубль поступлений муниципалитет привлекает из областного и федерального бюджета десять рублей по программам развития. А в Черняховске при реконструкции исторического центра города коэффициент вообще составил 1 к 17. То есть в город поступили внушительные средства из общего котла, которые были потрачены на дело.
В итоге повысилась и туристическая привлекательность Черняховска, и инвестиционная. И сами горожане ощутили себя совсем в другом общественном окружении — комфортном и доброжелательном. Опустынивание восточной и центральной части региона можно остановить созданием рабочих мест и одновременно комфортной среды, чтобы люди хотели остаться на своей малой родине. И для будущих инвесторов красота места, где они планируют свои предприятия, тоже важный фактор.
— Какой процент местных жителей у вас сейчас работает?
— Процентов 90 — это жители близлежащих поселков.
— Существует стереотип, что в селе люди не хотят работать. Вы видите другую тенденцию?
— Это только стереотип, ничего подобного. Есть люди, живущие в селе, которые хотят иметь хороший достаток. У нас, в свою очередь, есть потребность в рабочих руках. Больше четырех сотен семей имеют отношение к нашему индустриальному парку сейчас.
— Вы много работаете с начинающими предпринимателями. Какие перспективные направления для старта в регионе вы видите?
— Мы недооцениваем туризм. Его нужно развивать, чтобы в регионе был не только пляжный туризм, но и сельский, исторический. Все это возможно, и это важно для развития Востока, где у нас большинство архитектурных памятников и исторически значимых мест. После пандемии интерес сохранится. Кроме российских туристов, появятся другие возможности — ведь откроются и внешние границы. Вообще, за это время, пока были невозможны зарубежные поездки, много российских туристов открыли для себя Калининградскую область. Им понравился регион. Его рассматривают не только для туризма, но и для переезда.
— А вы отдыхаете в регионе?
— У меня редко получается отдыхать, честно говоря. Любимые места: Светлогорск, Зеленоградск, Куршская коса.
— Вы часто рассказываете о том, как непросто было запускать «Мирамистин». Что бы вы порекомендовали начинающим предпринимателям, которые только знакомят рынок с новым продуктом?
— Надо глубоко понимать предмет — с чем ты стартуешь — и верить в этот продукт. Меня вера в «Мирамистин» привела к тому, что я больше 10 лет вкладывался в этот продукт. Потом пошла отдача. Конечно, и пробивные способности нужны, и знания. Думаю, что у каждого человека есть предпринимательская жилка. За счет обучения она обретает более вменяемую форму.
Я посоветовал бы смотреть по сторонам и искать те ниши, в которых можно заработать. Особенно в условиях ОЭЗ Калининградской области. Это и здравоохранение, и цифра. Второе: надо найти продукт и начинать в него вкладываться и заниматься продвижением. Третье: верить в продукт.
Стартапы, которые я рассмотрел, а их уже почти 240, это хорошая база для анализа. Мы нашли несколько интересных проектов и финансируем их: это и IT-компания «Умное пространство», и исторический парк в Багратионовске. Это все рождено в рамках проекта «Бизнес Баттл».
— В 2016 году у вас была попытка пойти в политику, на праймериз «Единой России». Потом начались даже какие-то проблемы с бизнесом, которые вы связывали с участием в праймериз. Почему в этом году вновь решили участвовать?
— Что касается истории 2016 года, я про нее уже забыл. И она не связана с «Единой Россией». То, что это так, доказывается самим фактом моей победы на нынешних праймериз. Я — член партии, и мы видим, что партия дает возможность людям с идеями, со своим взглядом на мир участвовать в общественной жизни страны. Вот что главное в этой истории, самый важный ее итог.
Участвовать в нынешних выборах я решил потому, что депутатский мандат дает большие возможности ускорить проекты по комфортной городской среде, по историческому наследию Калининградской области. Я этим активно занимаюсь в последние годы. Большим подспорьем является поддержка нашего губернатора Антона Алиханова. Плюс есть опыт в практический экономике, мы с нуля создали в Калининградской области фармацевтическую отрасль. Наши предприятия платят по миллиарду рублей налогов в год. Плюс я с товарищами пишу книги по экономической проблематике эксклавов, а это уже уровень теоретического осмысления. В общем, интересно попробовать себя на новом уровне, реализовать свои идеи.
* Имеются противопоказания, необходима предварительная консультация специалиста.
Генеральные партнеры проекта: правительство Калининградской области, ПАО «ВТБ» и Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХИГС.
Партнеры проекта: Центр «Мой бизнес», Калининградская торгово-промышленная палата.
9 июня 2021 год