— Что сейчас в целом происходит со строительной отраслью? Что ждет рынок новостроек в 2022 году?
— Стоимость жилищного метра, действительно, очень поднялась. На это повлияло много разных причин: дешевая ипотека, рост цен на стройматериалы. На мой взгляд, так же беспредельно расти цены уже не будут, может, даже будет спад. Очень важно, чтобы предложений на рынке было больше, тогда будут конкуренция и возможность стабилизации цен, особенно жилья эконом-класса. На сегодняшний день в регионе очень много крепких компаний, строительная отрасль сконцентрирована. Если в целом сказать о том, что сейчас в строительной отрасли, — все хорошо.
— Вы больше 30 лет в строительном бизнесе. Как менялись ваши проекты и концепции? Какие квартиры сейчас чаще всего покупают?
— Всегда квартиры покупали для себя или в качестве инвестиций — для сдачи в аренду или дальнейшей перепродажи. Последнее время мы все чаще видим тех, кто хочет жить сам. По-прежнему популярны однокомнатные и двухкомнатные квартиры, но дешевая ипотека сподвигла людей покупать жилье на перспективу — две и три комнаты. Если раньше прирост однушек был около 60%, то сейчас он снижается, растет статистика квартир большей площадью. В любом случае мы ориентируемся на потребность людей. Что касается продаж в целом, то мы пока не ощутили резкого спада. На это накладывается предновогодняя ситуация — в конце года мы всегда фиксируем рост, люди стараются вкладывать свои деньги. Однако уже сейчас понятно, что снижение интереса будет.
— С проектом масштабной застройки микрорайона «Совхозный» вы, как и с микрорайоном «Восток», приходите в чистое поле. Будете вкладываться в строительство водопровода, водозабора, бытовой канализации. Вы говорили, что работа в подобных условиях на «Востоке» была очень эмоционально затратной и даже пошатнула ваше здоровье. Зачем вам очередной такой сложный проект?
— Я очень рад, что инвестсовет поддержал нашу заявку. Мы имеем большой опыт, который использовали в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье», по которому мы в 2006 году построили «Восток». ЖК «Восток» у нас завершается. Сейчас можно сказать, что получился хороший развитый микрорайон: там есть и школа, и детский сад. Мы еще продолжаем работу и не бросаем жителей — в «Востоке» работает наша управляющая компания. Мне важно, чтобы людям там было хорошо. Территория, где мы построим микрорайон «Западный», больше 10 лет не развивается. Это происходит из-за отсутствия инженерных коммуникаций: воды, канализации, электрификации. Мы это все уже прошли и не хотим, чтобы этот опыт куда-то исчез. Мы готовы построить коммуникации, два детских сада. В общей сложности будет вложено более 6 млрд. Хотим построить своеобразный город в городе, где будут урбан-кварталы, удобство жителей в самом микрорайоне. Все ошибки мы учтем, будем работать по-современному. Почему мы подали заявку? Мы имеем силы и возможности. Наши производственные мощности, которые были задействованы в «Востоке», будут переброшены в «Западный». После появления социальной и коммунальной инфраструктуры эта территория заработает.
— СМИ писали, что выдача земли под застройку Совхозного может быть связана с вашей работой по Дому Советов. Что бы вы ответили на эти предположения?
— Я не знаю, почему эти слухи возникли. Дом Советов — это был один обсуждаемый важный проект. «Западный» — совершенно другой. Любой мог прийти в чистое поле, просто это большие вложения. Дом Советов — это история. Когда я дал команду своему проектному институту изучить вопрос, они сказали: «Что хотите делайте, но сохранять в этом здании выше 5–6 этажей мы не подпишемся. Это серьезная ответственность». Тогда были сделаны выводы, что нужно серьезные решения принимать — по сносу и реконструкции. Антон Андреевич Алиханов сказал, что будет учитываться мнение жителей. Связывать эти две истории из-за того, что у нашей компании не было земли — неверно. У нас есть 50 гектаров земли в поселке Родники, где планируется малоэтажная застройка. Общественно-деловая застройка вдоль трассы, реабилитационный центр, набережная. У меня есть идея пустить речной трамвай — соединить Рыбную деревню с медицинским кластером. Мы работаем над тем, чтобы улучшить жизнь людей. Поэтому скажу честно, когда нападают и связывают две несвязанные истории — я улыбаюсь. Это не так.
— Какой вы сами хотели бы видеть территорию после сноса Дома Советов?
— Мне трудно сказать, я не архитектор. Как житель Калининграда я хочу, чтобы это место было украшением нашего города. Здесь нельзя допустить ошибку. «Студия 44» сделала с архитектурной точки зрения красивый проект, но нужно ли его реализовывать именно в этом месте — это вопрос обсуждения. Губернатор пошел на то, чтобы здание осталось собственностью региона. Уже теперь с этим нужно что-то делать. Снос в любом случае должен быть, я считаю существующую конструкцию небезопасной. Хотя меня ругают многие: «Ты комсомолец, ты не должен это здание сносить», а я просто хочу, чтобы это место ожило. Это должно быть публичное место для отдыха людей. Мне бы хотелось, чтобы это была концепция наподобие парка «Зарядье» с обзорной площадкой на Кафедральный собор, подземные стоянки для машин, какие-то торгово-ресторанные площади.
— Как движется строительство онкоцентра — еще одного важного вашего проекта?
— Мы построили третий блок за короткий срок, были там основными титульными субподрядчиками. Я не видел такого сложного проекта, в котором очень много недоработок. Со своей стороны я делаю все возможное, чтобы этот центр был построен в срок. Сейчас ведутся отделочные работы. Свои обязательства мы выполняем в срок. Там еще много осталось вопросов, но надеюсь, что мы их решим.