Уроженка солнечной Армении, родившаяся у подножия горы Арарат — живописец с признанной художественной состоятельностью, иллюстратор и портретист, прославившаяся своей первой персональной выставкой в начале 1990-х годов и с тех пор не перестающая пользоваться признанием, как критиков, так и публики.
Обладая утонченной чувствительностью, она всегда старалась оставаться верной мечтам своей юности, избегая условностей жизни, и в настоящее время, наслаждаясь достижениями в творческой карьере на национальном и международном уровне.
Я начну интервью с вопроса о том, как вы начинали и какими оказались ваши первые шаги в качестве художника?
Как и все начинания, нелегкие, но полные усилий, упорства, трагических моментов и жертв на алтарь искусства, нескончаемой надежды и, прежде всего, огненного желания стать художником.
Ваши картины излучают художественную индивидуальность, которая отражает ваш богатый внутренний мир и выражает душевное состояние умиротворения. Вы хотите, чтобы зритель воспринимал именно это ощущение или это отражение постоянного поиска вашего жизненного стремления?
Я не пытаюсь изобразить пейзаж или мотив, но выражаю чувство, которое передает мне этот пейзаж или то, что передо мною.
Через свое творчество я пытаюсь передать зрителю то ощущение или состояние души, что отзывается в моем сердце.
Судя по многочисленным и единодушным отзывам о моем творчестве, высказанными разными художественными критиками, как непосредственно экстернализированными комментариями, они совпадают в отражении испытываемых чувств. Определяя его умиротворенным и захватывающим, завораживающим и проникающим в самую душу. Поэтому я считаю, что суть, цель и назначение моего творчества воспринимается и ощущается так, как мною задумано. Со своей стороны, я понимаю, что если произведение искусства не несет никого послания, то оно подобно пустому конверту.
С другой стороны — это отражение того, что я постоянно ищу в природе, где мне невероятно комфортно, и я хочу делиться этими ощущениями через свое творчество.
Влияет ли на это свет и цвет ландшафта вашей родины?
Без сомнения, я стараюсь уловить и передать завораживающий, ностальгический, нюансированный и отфильтрованный свет, всегда наводящий на размышления, всегда создающий атмосферу между зрителем и объектом, придавая ему ореол вдохновения.
Природа Армении, с солнцем, морем и горами — это константа, которая окутывает ваши произведения поэтической атмосферой, привлекающей и притягивающей наблюдателя. Испытываете вы в России, в другой стране и с другим пейзажем, такое же сильное удовольствие от рисования, которое ощущали на родине?
Безусловно, я испытываю аналогичные чувства, иногда даже пуще, ведь в России я словно на родине, Россия покорила мое сердце, пленив и очаровав своей красотой навсегда. Жить и рисовать в России — это несравнимое удовольствие и радость!
Можете ли вы рассказать нам о своем распорядке дня в студии? Вы следуете заранее составленному плану или импровизируете на ходу?
У меня очень тесные отношения с природой, и я стараюсь это отражать в своем творчестве. Для меня магнитный шум моря и прогулки по пляжу — это часть непременного распорядка дня, нужного для творчества.
После такой рутины я запираюсь в студии и тружусь не отвлекаясь. Я уже прогулялась, выпила чай, позанималась йогой. Все это делает меня сосредоточенной, и мне больше ничего не нужно, чтобы начать творить.
В студии должна царить полная тишина и атмосфера глубокого погружения в творческий процесс, что помогает повысить концентрацию внимания до максимального уровня.
Как на вашем творчестве отразилась пандемия COVID-19?
Я фанатка путешествий, но с появлением ковида мне пришлось остановиться. Но на мое творчество это не сильно повлияло, потому что я спешно накопила огромный опыт в сложившейся ситуации, и в студии нет недостатка в воображении и фантазии.
Мне конечно от многого пришлось отказаться, но не от творчества, стимулируемого книгами, медитацией и созерцанием природы. Даже если мир остановиться, искусство все равно продолжит наполнять меня каждый день.
У каждого из нас есть художественные ориентиры, во многом отличающиеся друг от друга, а какие у вас?
От великих классиков до Ван Гога за его чувственный мир, Сорольи за его отношение к свету, Тернера за его неземную манеру живописи или Малевича за его упрощенный и духовный метод самовыражения…
Я продолжаю учиться чему-то у каждого из них, и каждый день стараюсь открывать что-то новое.
Что искусство привносит в вашу жизнь?
Абсолютно все — это основная ось моей жизни. Без искусства истинной жизни нет.
Художника каждый может обидеть, а как вы относитесь к критике в свой адрес?
Созерцая ретроспективу своего пути, где я оставалась верна своему ремеслу, не подстраиваясь под идиомы или правила, установленные художественными тузами или догматиками, я всегда упорно трудилась и стремилась к лучшему, никогда не концентрируя внимание на критику, в желании сохранить индивидуальность.
Мы завершаем интервью с Армине Хачатрян, рекомендацией посмотреть фильм «Шедевр» Гастона Дюпра, который, по словам художницы, «является аргентинской комедией, где искусство и дружество переплетаются, отражая острый юмор, в котором живет художник».
Аннотация к фильму «Шедевр»:
«Артуро — утонченный владелец художественной галереи в Буэнос-Айресе и беспринципный арт-дилер. Ренцо — угрюмый и циничный живописец, одинаково ненавидящий арт-критиков, тусовки, журналистов и клиентов, которые хотят получить шедевр на заказ. Несмотря на разность, эти двое были лучшими друзьями и партнерами на протяжении многих лет, пока Артуро не придумал гениальную аферу».