Это долгосрочный проект, цель которого — содействие развитию межрегиональных связей и кооперации, обмен опытом и повышение инвестиционной активности. Первая встреча на тему «Экономика «крайнего Запада» России: трансформация и новые возможности» прошла 4 августа в Калининграде. Участники дискуссии обсудили, как новые технологические вызовы меняют бизнес, что осложняет межрегиональное сотрудничество и какие меры господдержки могут помочь экономике Калининградской области.
В первой встрече приняли участие спикеры из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и Калининграда. «Крайний Запад» России представляли: председатель совета директоров «SPAR-Калининград» Олег Пономарев, управляющая ВТБ в Калининградской области Елена Шендерюк, заместитель директора по связям с общественностью ООО «АПХ Залесье» Полина Романова, финансовый директор ГК «За Родину» Виктория Непочелович, генеральный директор ООО «Доминантика» Елена Курышева, директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко, генеральный директор компании «Инносети» Артем Ефимов. Подробности дискуссии в материале далее.
«У нас идет неравномерное региональное развитие» — так начала встречу профессор кафедры экономики и управления предприятиями и производственными комплексами Санкт-Петербургского государственного экономического университета Елена Ткаченко. Она поделилась результатами собственного исследования и рассказала, как сейчас с точки зрения науки выглядит экономическая ситуация в Калининградской области и в России в целом:
«Наша российская экономика — это экономика мобилизационного типа. Пока нас чем-то не стукнули, меняться мы не будем. У нас был хороший толчок в 98-м году, дефолт, и тогда появились возможности для развития импортозамещающих производств. Второй неплохой толчок — первые санкции 2014 года. Сейчас выкрутили все что можно. Постояли, вздохнули и, как ни странно, начали развиваться и решать те вопросы, которые категорически не решались раньше на протяжении 30 лет. Насколько у нас сейчас адаптация идет управляемая? Скорее стихийная, но радует другое: стихийно мы адаптируемся гораздо лучше, чем до этого 30 лет адаптировались целенаправленно».
По мнению профессора экономики, Калининградская область — подходящее место для создания IT-офшора, при этом основные направления поддержки технологического развития должны предусматривать меры правового характера, стимулирующие импортозамещение, кадровое и финансовое обеспечение предприятий и специальные меры промышленной политики, такие как введение особых налоговых режимов в рамках действующей ОЭЗ для приоритетных видов деятельности.
Заместитель министра цифровых технологий и связи Калининградской области Анастасия Голубых отметила, что не все калининградские IT-компании воспользовались мерами поддержки IT-отрасли:
«В 2022 году государство приняло беспрецедентные меры поддержки для IT-сообщества, но, например, в Калининградской области только 149 компаний из 900 зарегистрированных смогли воспользоваться поддержкой. Почему? Чтобы попасть в реестр аккредитованных компаний, нужно предоставить сведения, составляющие налоговую тайну. К сожалению, большая часть IT-компаний сейчас по разным причинам не готова выходить на свет белый».
По мнению замминистра, сложившаяся ситуация говорит о необходимости доработать меры поддержки и сделать их более привлекательными для айтишников, а следовательно, более эффективными.
«Для айтишников сейчас просто эльдорадо. Уход прямых конкурентов открывает для них новые возможности», — поделился оптимистичным прогнозом председатель совета директоров «SPAR-Калининград» доктор экономических наук Олег Пономарев, а также обратил внимание на то, что в Калининградской области сложилось предпринимательское сообщество, которое смогло само решить проблемы, пришедшие из внешнего мира.
«Вспомните начало 2022 года. Нам тогда казалось, что все будет гораздо хуже, чем мы имеем. Я восхищен достижениями, которые реализовали прежде всего промышленные компании региона, сумевшие в кратчайшие сроки просто великолепно выполнить шоковую адаптацию. За 30 лет функционирования в Калининграде особой экономической зоны главное, что выработал местный бизнес, — это необычайную гибкость в вопросах как логистики, так и организации основного производства».
О предпринимательской гибкости и умении быстро принимать решения говорила и заместитель директора по связям с общественностью ООО «АПХ Залесье» Полина Романова. В 2023 году уборочная кампания оказалась под угрозой срыва из-за чешских партнеров, отказавшихся продлевать сотрудничество по программному обеспечению зерносушильного элеватора.
«На российском рынке в тот момент было много вариантов выхода из ситуации, однако все они предлагали поменять не только «мозги», но и 70% оборудования. У нас была задача — выйти к началу уборочной кампании с минимальными затратами. В итоге мы нашли команду разработчиков из Сургута, они провели в области два месяца и справились с задачей, которая первоначально казалась трудновыполнимой».
Также Полина Романова обратила внимание на то, как в целом поменялась аграрная отрасль в регионе: теперь требуются специалисты не только в области производства, но и в сфере IT, диджитала и медиа.
Со схожими проблемами столкнулась и рыбоперерабатывающая промышленность Калининградской области:
«В октябре 2021 года мы закончили строительство нового рыбоконсервного завода. Все оборудование было новое, но некоторые иностранные партнеры не стали делать монтаж, поэтому нам пришлось своими силами доводить до ума и запускать производство», — рассказала финансовый директор ГК «За Родину» Виктория Непочелович и добавила, что по себестоимости калининградской продукции серьезно ударила логистика.
«В прошлом году, до введения санкций, мы закупали для своего производства крышку в Латвии. Сейчас столкнулись с тем, что в России аналогичную крышку никто не выпускает, и нам пришлось переориентироваться на закуп крышки в Китае».
Есть у местных производителей и проблемы с вывозом готовой продукции, поскольку экспорт находится под санкциями, товар вывозится паромами:
«Мы продолжаем расширять географию поставок в регионы России и выходим на новые рынки. Если раньше Калининград ориентировался на Европу, то сейчас ориентируемся на страны Азии и начинаем сотрудничать с Арабскими Эмиратами».
Высококлассных специалистов в Калининградской области не хватает — с этим утверждением согласились многие участники встречи. Как решать эту проблему? «Кадры, IT и маркетинг — это три составляющие развития в кризис, — поделилась опытом генеральный директор ООО «Доминантика» Елена Курышева. — Сотрудничество с вузами региона — вот оптимальное решение кадровой проблемы. Мы берем студентов 3–4-х курсов и магистратуры, сначала они приходят на практику. Конечно, ребята изначально слабенькие, но мы с ними занимаемся, объясняем, показываем, даем мотивацию, а в итоге после вуза лучших забираем себе уже готовыми специалистами».
«Кадры — это больной вопрос», — продолжила тему директор Ассоциации индустрии гостеприимства Ольга Тесленко. Она привела цифры регионального министерства по культуре и туризму, подтверждающие рост туристической привлекательности самого западного региона: +15% увеличения турпотока по сравнению с 2022 годом; +20% оборот общественного питания; +26% объем платных туристических услуг — и при этом в области не хватает квалифицированного персонала. Калининградская HoReCa также решает проблему кадров вместе с учебными заведениями, которые отдают 50% времени обучения под практику.
«К сожалению, этих мер недостаточно, — констатировала Ольга Тесленко. — Во-первых, студентов на все заведения общепита не хватает и люди просто не справляются с нагрузкой, а во-вторых, даже если бы студентов было достаточно, они без высокой квалификации и опыта могут закрыть только позиции стартера. Где искать управленческий состав — вот это на данный момент нерешенная проблема».
Участники встречи пришли к выводу, что туризм и цифровые технологии — это новая экономика Калининградской области. В то время как российский бизнес трансформируется и компании вынуждены оперативно реагировать на новые вызовы, и экономические, и технологические, важно ориентироваться на сильные стороны своего региона и не забывать, что «инвестиционная привлекательность территории — это вопрос маркетинга территории».