Сегодня производители пищевой промышленности сталкиваются с необходимостью внедрения цифровых продуктов у себя на предприятиях. Это диктуют быстро меняющиеся потребности рынков и, конечно, активная цифровизация. Для того чтобы обеспечить более гибкие и эффективные процессы, необходимо изменить положение дел в продовольственной отрасли в целом.
Отрасль волнует не только сама цифровизация на пищевых производствах, но и сложность преодоления многих этапов на пути к цифровому предприятию. Мы спросили у участников рынка, с какими сложностями сталкиваются пищевые производства в новых реалиях.
На современных пищевых производствах одной из главных проблем цифровизации является внедрение большого количества контролирующих и учетных программ. Основная сложность в том, что из-за своего функционала и решаемых задач они не могут быть объединены в одну платформу или продукт. Работать на привычной платформе SAP почти невозможно. Ее обслуживание больше не поддерживается в России. Многим пищевикам приходится создавать на своих предприятиях большие IT-отделы и расширять штат из-за увеличения персонала.
Таким мнением делится президент управляющей компании «Продукты питания» Татьяна Лунева.
«У нас есть большое количество программ, которые настроены специально под виды нашей деятельности и особенности Калининградской области, связанные с вывозом продукции из региона. Работать приходится в большом количестве контролирующих программ: «Меркурий», «Честный знак», «Цербер». Эти инструменты никак не объединены между собой, — сетует Татьяна Лунева. — Из-за этого возникают большие сложности, потому что у каждого программного направления есть своя задача. Продуктов очень много, в них нужно разбираться, нужны новые кадры, хотя наш отдел и так состоит из 25 сотрудников».
Для обеспечения безопасности на предприятиях необходимы цифровые решения, поэтому сейчас возникают проблемы с сохранностью важной информации. Заместитель генерального директора по информационным технологиям «Европейских кондитерских» Артем Карлов полностью согласен, что сейчас нет единой системы, которая могла бы контролировать несколько IT-решений. В организациях много различного учета, а отечественные программы не могут заменить ушедшие аналоги.
С проблемами при работе в системах «Меркурий» и «Честный знак» сталкивается почти каждое предприятие пищевой отрасли.
«Нет единой государственной платформы для интеграции с различными сервисами разных ведомств и министерств. Потому бизнесу каждый сервис приходится интегрировать отдельно. Все эти сервисы требуют дополнительных операторов на местах, а это дополнительные затраты. 1С ERP как управленческую систему мы внедрили два года назад. С ней были свои сложности, но мы их преодолели. Сейчас в проекте переход в торговых точках компании на отраслевое решение 1С взамен существующей системы на базе IIKO. Это позволит обеспечить более бесшовную и тесную интеграцию с 1С ERP, а также снизить стоимости открытия и обслуживания новых объектов», — рассказывает Артем Карлов.
У них на предприятии сейчас идет процесс доработки системы обучения и аттестации сотрудников в новом отраслевом решении.
«Как итог — превратить ее в единую информационную систему предприятия. Стоит также упомянуть о виртуализации и облачных сервисах как о неотъемлемой части обеспечения стабильности и безопасности информационной среды предприятия. К сожалению, с уходом западных партнеров из РФ возникли сложности как с запасными частями на оборудование, самим оборудованием, так и с Software by Subscription (ПО на подписке). Сейчас мы стараемся находить альтернативные решения», — говорит Артем.
Внедрение новых цифровых продуктов должно делать работу предприятия проще и ускорять процессы. А из-за сложности их внедрения компаниям приходится искать новые кадровые ресурсы и увеличивать затраты. Например, внутри системы «Меркурий» три интерфейса внутри одной программы, и небольшому предприятию сложно в них разобраться, уверен коммерческий директор компании «Агропродукт» Павел Скатков:
«IT-специалист смог нам интегрировать «Меркурий» с 1С. И стало пользоваться программой гораздо удобнее. Но думаю, что все эти процессы для бизнеса нужно упрощать. Цифровизация должна нести за собой снижение расходов и упрощение процессов. А сейчас, наоборот, приходится привлекать дополнительных специалистов и нанимать новых сотрудников, а это дополнительные затраты. При этом практически весь ретейл перешел на электронный документооборот, что существенно упростило работу».
Цифровизация в пищевых производствах все же не стоит на месте. Постоянно появляются новые тренды и новые возможности. И если сейчас на каких-то предприятиях цифровизированы только складские операции, то нужно стремиться, чтобы в будущем их становилось все больше, объясняет генеральный директор агрофабрики «Натурово» Александр Иванов.
«Бизнес осознал необходимость цифровизации для ускорения бизнес-процессов. И это нужно не для того, чтобы расширять штат специалистов для обслуживания систем «Меркурий» и «Честный знак», а, наоборот, для сокращения персонала, работы которого теперь могут быть цифровизированы. Несколько лет назад мы сделали шаги в цифровизацию собственного производства и начали именно со складского учета, — делится опытом Александр. — У нас сегодня до 600 грузополучателей в день, и это только в городе. Все маршруты по ним формирует компьютер, сообщает, сколько положить и каких продуктов, следит за весами и эти данные отправляет сразу в накладную. Но всегда хочется большего. Мы думаем, что нужно создавать собственное приложение, которое помогало бы клиентам, а также приложение, которое собирало бы яблоки по области и автоматически с наших счетов перечисляло деньги людям. Есть куда развиваться».
Цифровизировать предприятие под конкретные задачи можно достаточно оперативно. Важно ориентироваться на российские продукты и внедрять их на производство. Начальник IT-отдела группы компаний «За Родину» Юрий Санников вспоминает, как два года назад строили на предприятии всю цифровую IT-инфраструктуру с нуля. Это была не только технологическая инфраструктура, но и новые сети, серверные платформы. Пришлось разворачивать свое облачное хранилище на бесплатных программных продуктах, создавать систему виртуализации. Сейчас компания имеет свои вычислительные ресурсы, на которых строятся и развиваются информационные системы.
«Нас давно всех подводили к импортозамещению, поэтому мы остановились на экосистеме 1С. Сейчас у нас проходит внедрение системы управления предприятием ERP. Она не заменит SAP, но для нашего масштаба подходит. В экосистеме 1С развернули около 10 продуктов, один из интересных — это система технического обслуживания и ремонта (ТОИР), — делится опытом Юрий. — Одна из наших целей была не сокращение персонала, а повышение производительности труда. У нас за последние два года произошел большой рост объема производства. Поэтому необходимо было развиваться не экстенсивно, а интенсивно, не увеличивая кратно персонал, а давая людям инструмент, чтобы повысить производительность. У нас все процессы: вылов рыбы, прием, хранение, обработка, производство продукции и продажа, и на всем их протяжении требуется обслуживание оборудования, плановый и внеплановый ремонт. Это существенные затраты: финансовые, людские и складские. Мы успешно внедрили за прошлый год ТОИР. Хотя она считается одной из самых тяжелых».
Механики компании «За Родину» ходят на работу со смартфонами, потому что получают информацию в специальном мобильном приложении, в котором также фиксируют результаты выполненного ремонта. Юрий Санников отмечает на предприятии именно в MES-системах. Отечественных решений для них сейчас на рынке нет.
Внедрение интернета вещей на предприятиях пищевой промышленности поможет не только оптимизировать их работу, но и сохранить кадры, улучшить безопасность и производственные процессы. Руководитель интернета вещей и промышленной автоматизации МТС Антон Салов согласен, что MES-систем не хватает, особенно для аграрного сектора. Компании, которые разрабатывают эти решения, видят больше перспектив именно в промышленных производствах.
«Мы стараемся помочь в цифровизации пищевой отрасли на уровне SCADA и сбора данных. Есть решение по оптимизации технического обслуживания и ремонта — это мобильные сотрудники, — объясняет Антон. — Вторая проблема, что на многих производствах сейчас внедрены иностранные контроллеры с датчиками. И большой задачей стало снять эти данные и накапливать. Кроме того, контроллеры необходимо чинить, доставать на них запчасти. Чтобы предотвратить поломки, необходимо регулярно проводить диагностику. В этом может помочь вибродиагностика — направление, где с помощью внедрения искусственного интеллекта формируется отчет, например о том, какой подшипник и когда выйдет из строя».
Антон Салов уверен, что это напрямую влияет на непрерывность производства.
Для многих пищевых производств очень важен контроль воды. То, что применяется для водоканалов и технического учета воды, собирается на датчиках, затем объединяется в систему, затем отдается в MES-системы и SCAD-системы. Это помогает предприятию на уровне диспетчеризации стать более эффективным.
«Еще один важный актив для предприятия — это люди. Квалифицированных специалистов сейчас найти сложно, поэтому важно внедрять решения производственной безопасности, — говорит Антон Салов. — Уже есть готовый кейс, где на одном из производств ферментированных напитков внедрили решение по мониторингу транспортной безопасности. Чтобы избежать травматизма, используется система «Антинаезд». Она помогает уберечь сотрудников и технику от столкновений. Такие базовые инструменты могут быть интегрированы для повышения эффективности и безопасности на производствах», — уверен специалист МТС.
Все проблемы пищевых производств нужно переквалифицировать в инициативы и обсуждать с федеральным центром, считает цифровой омбудсмен Калининградской области Антон Бурак. Он уверен, что объединение таких программ, как «Честный знак» и «Меркурий», вряд ли возможно в ближайшие пять лет.
«В течение последних восьми месяцев все инициативы, которые предлагает бизнес в федеральном центре, рассматриваются. И министр цифровых технологий России пытается эти проблемы решить. Думаю, стоит объединять представителей пищевых компаний в рабочие группы на уровне региона и пытаться с такими инициативами выходить на федеральный уровень. Сейчас на рынке появляются новые профессии — промт-инженеры, которые работают в нейросетях. Это тоже активные помощники на производствах. Можно пробовать такие технологии внедрять на своих производствах. В других регионах есть опыт, когда делаются отраслевые хакатоны. Талантливые ребята со всей страны приезжают и решают конкретные задачи. В таких хакатонах находятся очень часто классные решения. Поэтому не нужно ждать, когда государство вас спасет, а искать решение самостоятельно», — подытожил Антон Бурак.
Некоторые компании держат у себя на производстве в IT-отделе до 25 высококвалифицированных сотрудников. А некоторые смогли оптимизироваться и внедряют цифровые решения минимальным штатом в пять человек. В таком случае необходимо привлекать специалистов на аутсорсинге и интеграторов. Но внедрять современные решения можно и при помощи экосистем. Сейчас во многих процессах людей сможет заменить искусственный интеллект, уверен Антон Салов из МТС.
«Искусственный интеллект сейчас активно используется, например в видеонаблюдении: есть решения по видеоаналитике температуры производственных линий и шкафов с помощью компьютерного зрения. Подобные решения внедряются как при помощи датчиков и сети интернета вещей, так и при помощи видеокамер и искусственного интеллекта».
Эксперты убеждены, что необходимо искать решения по цифровизации пищевых производств и пользоваться уже готовыми, которые успешно внедряются в других регионах. Нужно проводить отраслевые хакатоны с привлечением кадров из других регионов страны и поощрять сотрудников, уже работающих на предприятии, придумывать новые системы мотивации. Бизнесу также необходимо объединяться и лоббировать свои интересы в федеральном центре, высказывать идеи, предложения, чтобы на примере других отраслей, находились решения и для пищевой отрасли.