Экспертами мероприятия стали: директор рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова, вице-президент — директор по ремоторизации ООО «АВТОТОР Холдинг» Дмитрий Чемакин, директор филиала «Европейский» ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Константин Герасимов, руководитель агентства недвижимости Art Estate Оксана Шапошникова, собственник компаний Aluprime и «Окна на отлично» Вячеслав Пыталев и директор производства OSQ Group в Калининграде Игорь Перерва.
Эксперты из разных сфер бизнеса собрались, чтобы обсудить проблемы дефицита кадров в Калининградской области. А также вопросы, сможет ли роботизация и автоматизация производств заменить человека и где люди по-прежнему будут востребованы.
В Калининградской области сложился дефицит кадров во многих отраслях. По данным специалистов, за год количество резюме в регионе сократилось на 4%. Наиболее критическая ситуация наблюдается в сферах продаж, производства, строительства, транспорта и розничной торговли. При этом такие современные тренды, как роботизация и диджитализация, ведут за собой омоложение кадров. Взрослые, но более опытные специалисты часто становятся невостребованными. Вывод: постоянное обучение поможет идти в ногу со временем, считает директор рекрутингового агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова.
«Рынок труда сегодня, как и в прошлом году и частично в 2022-м, остро ощущает нехватку персонала. В первую очередь причина этому — демографическая яма 90-х годов, мы сейчас опустились на самое дно. Следующий момент — старение населения и основной запрос на молодые кадры в связи с развитием новых технологий. В бизнес пришла диджитализация и роботизация, и это ведет за собой омоложение персонала. Еще одна причина — специальная военная операция, которая повлекла за собой отток персонала. И также немаловажный фактор — отток трудовых мигрантов, на который повлиял курс валют. Если говорить простыми цифрами, мы гораздо ниже развивающихся экономик: у нас 66% населения — это люди от 15 до 64 лет, тогда как в Китае 69%. То есть у нас гораздо меньше людей работоспособного возраста. Особенность нашего рынка в том, что одновременно у нас работают четыре поколения. Роботизация уже среди нас. Роботы моют для нас машины, красят их, выдают нам кофе. И если еще пару лет назад мы только размышляли, где будут появляться роботы, то сейчас они уже часть нашей жизни. И, когда зарплата курьера достигнет 200 тысяч рублей, им на замену выйдут роботы-доставщики. А в Москве это уже реальность. И диджитализация будет продолжаться, мы должны это принять. И понять для себя, что обучение длиною в жизнь — наша реальность. Мы постоянно должны учиться, чтобы быть востребованными», — говорит Наталья Воронцова.
Роботы были созданы в помощь человеку, а не чтобы его заменить. На производствах они выполняют различные высокотехнологичные функции, но заменить инженеров у них пока точно не получится, рассказывает вице-президент ООО «АВТОТОР Холдинг» Дмитрий Чемакин.
«Роботы помогают людям, роботы работают на людей, они помогают развиваться. Как связаны занятость и роботизация? Я не разделяю мнение, что роботы сокращают рабочие места. Любая технология создает занятость. Но занятость другого уровня. Другой компетенции. У нас сейчас такая ситуация, когда роботизация производственных процессов, стимулируемая спросом, ушла настолько вперед, что обеспечивающих роботизацию кадров по компетенции и количеству уже не хватает. Никогда не бывает так, что сначала появился дефицит кадров, а потом стали кадры заменять роботами. У нас на заводе автоматизированы те процессы, которые требуют повышенного качества, трудоемкости и очень четких однотипных действий: сварка, окраска, транспортировка, уникальные технологии, где используются тонкие и влияющие напрямую на качество элементы. Это роботизированная линия, которая в автоматическом режиме сопровождает, принимает, передает, складирует, направляет на линию сборки кузова. Эти процессы изначально автоматизированы. Есть технология поддержки комплектации, когда ручную работу по выдаче комплектующих мы заменяем тележками AGV, которые работают по заданной программе. Сейчас этот процесс автоматизируется. В целом я считаю, что роботизацию необходимо раскладывать на несколько сфер внедрения. Первую — практическую и реализуемую нами самостоятельно — мы обсудили. Вторая сфера — это когда мы внедряем технологии, которые перспективны как для нас, так и для всей отрасли в стране и регионе. Это наши проекты в области локализации и строительства новых заводов по производству автокомпонентов, о которых мы уже объявляли. И здесь компания пользуется как собственными инвестициями, так и поддержкой государственного фонда развития промышленности. И третья сфера — это работа с системным подходом к профессии инженера. К вопросам подготовки, мотивации, переобучения кадров. Престижа его работы. Важно вкладываться в инженеров, как последнее время мы видим поддержку, к примеру, врачей. Ведь, получая зарплату в 100–150 тысяч рублей, инженер имеет совсем иные перспективы в жизни, чем курьер на этой же, пока конъюнктурной, зарплате», — рассказывает Дмитрий Чемакин.
Даже максимально роботизированные и автоматизированные производства, хотя и сокращают количество рабочего персонала, но в квалифицированных кадрах очень нуждаются. И жаль, что молодые люди часто сдаются, если у них что-то не получается, говорит директор производства OSQ Group в Калининграде Игорь Перерва.
«Наша компания изначально задумывалась с высокой степенью роботизации и автоматизации. Мы планировали закупку оборудования с учетом того, чтобы минимизировать ручной труд, насколько это возможно. Поэтому более 30 единиц оборудования сейчас обслуживается сменой менее 50 человек. Из-за того что высокая доля автоматизации предусматривалась изначально, мы столкнулись с большим дефицитом именно высококвалифицированных специалистов. То есть нам тоже не хватает тех людей, которые должны были научиться работать на высокоинтеллектуальном автоматическом оборудовании. Здесь не надо получать даже среднее специальное образование — просто иметь желание и технический склад ума, чтобы научиться обслуживать любую высокопроизводительную машину. В планах у нас есть покупка автоматических машинных линий, конвейерных линий, которые будут уменьшать количество ручного труда. Это позволит повысить производительность и сократить брак. Я с Натальей соглашусь, что у нас рынок труда стареет. Благодаря сложившейся обстановке, улучшению качества жизни молодежь становится менее упрямая. И, сталкиваясь с какими-то трудностями, она легко сдается и идет в другом направлении, искать что-то полегче. Мы очень любим молодые кадры, называем их в шутку пластилином. Из них можно слепить то, что нам надо, но мы учим именно не сдаваться, работать до конца, пробовать новое, экспериментировать», — сообщил Игорь Перерва.
Современное оборудование облегчает человеческий труд, позволяет минимизировать участие человека, особенно на опасных и сложных операциях. При этом важно иметь на производстве смешанные коллективы, чтобы молодежь могла учиться у старшего, более опытного поколения, считает собственник компаний Aluprime и «Окна на отлично» Вячеслав Пыталев.
«Весь прошлый год мы с коллективом занимались промышленным туризмом в России. Потратили очень много времени, посмотрели почти все лучшие производства. С нами открыто делились, показывали свои технологии, но и — что важнее — свои ошибки. Потому что успехами делятся все, но повторить их с точки зрения региона часто может быть проблематично. А вот ошибки у всех одни, и они уже зачастую систематизированы и проработаны. На основании этого был выбран определенный комплект оборудования, определенные технологии, программное обеспечение и запущено производство полного цикла.
Как работает автоматизация с точки зрения программного продукта? Инженерам-конструкторам помогают программы, которые экономят огромное количество времени. Раньше в компаниях этим занимался целый штат конструкторов. Сейчас достаточно в каждом офисе иметь по одному, который имеет в своем арсенале лицензионные программные продукты. Имея правильно подобранное оборудование под задачу, мы можем получить тот уровень качества, который нам необходим. Что касается малой механизации труда — это самая проблемная история. Потому что сложно, например, найти непосредственно мастера по монтажу — как по пластику, так и алюминиевых конструкций. Это специалисты очень высокого уровня, которые постоянно сталкиваются со сложным физическим трудом. А тот же вакуумный захват заменяет неквалифицированный труд 10 человек, который к тому же еще и опасен. Однако до сих пор не все готовы идти по пути малой механизации, обеспечивая большую безопасность как для своих сотрудников, так и для поставляемых продуктов и услуг. Я с удовольствием беру на работу людей старшего поколения. У них есть понимание, что нужно человеку, и они вселяют уверенность, что у нас не все закончилось, есть стабильность. И что нам не все равно: не только в нашей работе, нам важны люди в ней. В этом кроется фундамент большого доверия и клиентов, и партнеров. Вкладывать в молодежь — это хорошо. Но иногда случается, что вы инвестируете в них 2–3 года своих ресурсов и времени, а они могут упорхнуть, как птичка. И не всегда там есть те принципы и ответственность, которым учили нас. Поэтому должен быть смешанный коллектив, где есть средняя и старшая возрастные группы, которые дают то, что не часто в семье дадут: воспитание, умение и желание взять на себя ответственность, довести дело до конца. Если молодые это видят, вы получаете хороший, крепкий коллектив, который идет с вами дальше.
Не хватает сейчас квалифицированных кадров, потому что и оборудование, и само производство, и услуги, и даже работа менеджера сильно поменялись. Поэтому люди, которые до сих пор думают, что им учиться не нужно, они очень сильно отстают. Потому что самый важный навык сейчас — это умение учиться. Из любых внешних ресурсов, у коллег, партнеров, даже у клиентов. Это единственный навык, который может вас выделить с точки зрения конкуренции», — говорит Вячеслав Пыталев.
В банковском секторе активно идет цифровизация, многие услуги клиент может получить без посещения офиса и общения с консультантом. Но чаще всего, чтобы принять решение, человеку нужна поддержка сотрудника банка и его грамотная консультация. И этот процесс никак не роботизировать, считает директор филиала «Европейский» ПАО «Банк «Санкт-Петербург» Константин Герасимов.
«Цифровизация — это просто способ облегчения жизни людей, нежели какая-то панацея. У банков достаточно большая клиентская база, и обслуживает ее многочисленный штат сотрудников. Безусловно, нужно своевременно разрабатывать те или иные технические решения и постоянно смотреть в сторону роботизации, чем банки успешно и занимаются. Клиентам предоставляется ряд цифровых опций, которые раньше реализовывались руками банковских сотрудников, а теперь их выполняет цифровой алгоритм. Но есть в банковской работе направления, которые совсем не подходят под тему цифровизации. Более того, она будет нести там определенный вред. Больше всего дохода банку приносят подразделения, которые занимаются привлечением и развитием клиентской базы. И это только живые люди, потому что ключевым фактором в предоставлении клиентского сервиса остается присутствие человека. Сейчас в нашей сфере очень высокая конкуренция, продукты многих банков похожи друг на друга, все автоматизируют сервисы, у всех есть боты, онлайн-чаты и так далее. Поэтому в своей работе необходимо делать упор на клиентоориентированность. Важно пользоваться эмоциональным интеллектом, подходить к задачам клиента комплексно и уметь выявлять его потребности. Только человек способен понимать, как меняется настроение клиента во время диалога, применять к решению его задач креативный подход и давать адекватную обратную связь. Часто привлечь клиента в банк гораздо проще, чем удержать его и обслуживать в течение долгих лет. Поэтому очень важно уделять много времени и внимания клиентской составляющей и не убирать из расчета человеческий фактор. А еще часто бывает, что автоматизация и роботизация в итоге оказываются дороже, чем содержание линейного персонала, который занимается обслуживанием. То есть, например, подразделения банка, которые занимаются операционно-кассовой работой, они для организации стоят гораздо дешевле, чем внедрение и последующее обслуживание роботизированной системы», — говорит Константин Герасимов.
В сфере продаж недвижимости человеческий фактор играет огромную роль, и последние годы сделки с участием риелторов увеличиваются, несмотря на большое количество сервисов, которые хорошо работают, говорит руководитель агентства недвижимости Art Estate Оксана Шапошникова.
«У нас сейчас очень много сервисов, которые созданы для помощи проведения сделок с недвижимостью. Но, несмотря на то что у нас постоянно растет технологический процесс и с каждым разом улучшаются эти сервисы, работа специалистов по недвижимости становится даже более востребованной. И одна из причин — это усложнение законодательства. Сейчас сделки проводятся совсем по-другому, нежели 10 лет назад. У нас появились такие понятия, как материнский капитал, опека, ипотека, сертификаты, выкуп из-под залога. И при этом продавец-собственник сам не понимает, что с этим делать, поэтому все чаще обращается к специалистам. Если мы берем Калининград, например Ленинградский район, а именно сектор продажи квартир, то раньше 50% это были продажи от агентов, а 50% — от собственников. Сейчас уже 80% и 20%, где больший процент — это именно риелторы. Здесь есть два основных направления: это продажа и покупка. Когда к нам обращаются продать объект, включается большая маркетинговая работа: сделать качественные фотографии, создать продающее объявление, текст — полная подготовка и упаковка объекта. Агент выявляет потребность, применяет стратегию для реализации того или иного запроса. Обладает определенными знаниями с точки зрения технических и юридических вопросов. Сервис только поможет приблизить нас к решению задачи, отсортирует тот или иной запрос по заданным параметрам, но заменить работы специалиста не сможет. Тут снова на помощь приходит риелтор. Есть сервисы, которые максимально понятны, хорошо работают и не только помогают самостоятельно проводить сделки, но и делают работу специалистов по недвижимости проще. По статистике, в 2023 году доля сделок с участием риелторов составила 82%, в феврале этого года уже было 87%. Поэтому правильно многие сказали о том, что, несмотря на то что у нас автоматизация прогрессирует, за ней же дальше идет и человек. Хотя риелторские агентства занимаются продажей и покупкой недвижимости, они прежде всего работают с людьми. Риелтор является тем звеном-посредником, который контролирует, успокаивает, организует процесс. Поэтому человеку нужен человек», — уверена Оксана Шапошникова.
Какие кадры востребованы в век роботизации и как их удержать?
По итогам дискуссии стало понятно, что нужно ценить высококвалифицированные кадры, которые так необходимы во многих отраслях промышленности.
«Я предлагаю начать борьбу с упрощениями. Мы порой сильно упрощаем и смешиваем инженера и компетентного сотрудника с техническими знаниями. Я за то, чтобы относиться к инженерам так, как должно к ним относиться. Это серьезные знания и навыки, которые требуют большой подготовки, и именно эту компетенцию нужно поддерживать напрямую. Но инженерными знаниями должен обладать сегодня каждый. К примеру, сегодня специалист, который занимается производственным проектом и не имеет экономических знаний, не сможет этот проект коммерциализировать, он не сможет на него посмотреть комплексно, даже если является серьезным специалистом в своей сфере. Так и в роботизации, базовые технические знания должны быть у всех сотрудников. Давайте поддерживать действующие технические компетенции в любой профессии и стимулировать получение глубоких инженерных знаний и навыков», — подытожил Дмитрий Чемакин.
Цифровизация должна идти параллельно с развитием новых кадров, говорит Игорь Перерва.
«Нужно идти параллельными путями. С одной стороны, мы планируем увеличивать степень автоматизации, роботизации на участках, где используется низкоквалифицированный труд, и тем самым мы будем стимулировать тех работников, которые сейчас работают, учиться дальше, постигать какие-то новые высоты, переходить на более сложное оборудование. И, конечно, поддерживать людей технического склада ума, которые способны работать на нашем оборудовании, обучать других на нем работать. Здесь мы будем действовать с помощью инструментов мотивации, улучшая их зарплаты и жизненные приоритеты, будем идти навстречу этим людям», — подытожил Игорь Перерва.
Самое сложное в современном мире — удержать кадры. Поэтому компаниям необходимо расширять и придумывать новые системы мотивации, говорит Наталья Воронцова.
«Как может удержать предприятие квалифицированного человека? Должна быть стабильность, постоянная заработная плата, социальные пакеты. Сегодня очень многие дополняют пакеты добровольным медицинским страхованием. В промышленности одно из преимуществ — это пенсионное страхование. И, конечно, важно предлагать сотрудникам программы обучения. А также можно предусмотреть материальные бонусы — бесплатный обед или доставку на работу, заботу о семье, о детях, подарки для них и программы здоровья. Этот компенсационный пакет могут предложить предприятия своим сотрудникам, чтобы удержать кадры», — резюмировала Наталья Воронцова.
В сфере недвижимости нужно делать ставку на более молодых специалистов, которым нужно организовывать обучение, повышать их компетенции и создавать систему мотиваций, говорит Оксана Шапошникова.
«Я бы сделала ставку на молодых, они более энергичные, их можно научить работать правильно и на результат. К сожалению, более возрастных тяжело переучивать, и они не так сильны в сервисах, которые у нас существуют в нашем направлении. А если удерживать специалистов в нашей сфере, то нужно внедрять систему окладов, фиксировать их как на официальных трудоустройствах. Потому что в нашей нише, к сожалению, мало кто это делает. Но эти факторы уже будут стимулировать человека остаться. И нужно проводить обучение, потому что, если человек не разбирается, он теряется, и желание работать у него пропадает», — подытожила Оксана Шапошникова.
Формировать в человеке ценность быть частью команды нужно с детства. Компании же должны продолжать воспитывать чувство общности и ответственности за общий результат. Тогда придут и будут работать именно те, кто вам необходим, говорит Вячеслав Пыталев.
«Если раньше предприятие выбирало сотрудников, то сейчас сотрудники выбирают предприятие. Отсюда вопрос открытости, а также взаимной и обоюдной лояльности аудитории. Нам надо поучиться у наших западных коллег, когда они детям на уровне кинематографа показывают, как они работают, «пашут землю», и представление о ценности своего и чужого труда формируется еще в раннем возрасте, понимание, что работать нужно. Но, если вы изначально покажете детям, что можно быть инженером, можно быть строителем, что «все профессии важны», и покажете им, как можно растить собственную ценность в команде и в компании, это очень здорово. Будьте уверены в своих ценностях, в важности человека в команде, и к вам придут правильные люди. Вы никогда их не купите, они придут сами только потому, что им интересно, потому что они почувствуют свою ценность», — подытожил Вячеслав Пыталев.
Важно слышать своих сотрудников и иметь четкое позиционирование на рынке, чтобы новые люди выбирали именно вашу компанию, вашу сферу и ваш вектор, говорит Константин Герасимов.
«В наше время и правда сотрудники выбирают компанию. Поэтому нужно уделять достаточно внимания своей репутации и тщательно выстраивать систему ценностей, чтобы люди действительно понимали, куда они идут и зачем им это нужно. Мы периодически проводим опросы вовлеченности среди персонала, чтобы видеть, в чем наши точки роста. Эти опросы анонимны, но по результатам мы можем оценить, в каких отделах, например, проседает уровень заработной платы, а где люди недостаточно довольны тем, как и в каком объеме их обучают. На основе этого мы проводим работу над ошибками, расширяем компетенции и системы мотивации», — резюмировал Константин Герасимов.
По итогам круглого стола эксперты пришли к выводу, что автоматизация и роботизация должны продолжаться, но нужно уметь удерживать кадры с помощью систем мотивации и компетентностных пакетов. Следует привлекать в свои предприятия новых сотрудников не только рейтингом компании, но и реальной заботой о своих сотрудниках.