Экспертным мнением о том, как будет развиваться туристический бизнес Калининградской области и что нужно делать для привлечения путешественников, поделились: директор ООО «Анюта» Алтынбек Кожахметов, руководитель агентства недвижимости «39 метров», представитель российской гильдии риелторов Светлана Иванова, директор филиала МТС в Калининградской области Анна Хлевтова, директор ресторана «Хмель» Лилит Киракосян, основательница сыроварни «Нойдам» Светлана Королева и руководитель объединения Street Food Russia Александр Исаев. Министр по культуре и туризму региона Андрей Ермак присутствовать не мог, но прислал комментарии по ситуации в отрасли.
Говоря о прогнозах на предстоящий туристический сезон, участники круглого стола сошлись во мнении, что поток приезжающих в регион гостей вырастет.
«Прошлый год показал, что мы практически головой уперлись в потолок и по средствам размещения, и по транспорту, и по гидам. Эффект средней базы практически исчерпан. Я думаю, что турпоток вырастет на 5–10%, к тому же надо иметь в виду узкое транспортное горло, связывающее Калининград с Большой Россией, то есть возможность авиакомпаний обслуживать возросший поток пассажиров», — делится Алтынбек Кожахметов.
Директор ресторана «Хмель» Лилит Киракосян отметила, что рост турпотока отмечается с марта и в предстоящем сезоне может вырасти практически на 20%.
По словам Андрея Ермака, сейчас загрузка отелей и гостиниц в период майских праздников составляет 65%, в июне — 43–45%.
«Однако не вызывает сомнений, что к длинным майским загрузка коллективных средств в Калининграде и на побережье превысит 80%. В период с мая по сентябрь 2024 года ожидается до 1190 тыс. туристических поездок в регион, то есть на 5% больше, чем в мае — сентябре прошлого года. Полагаем, что загрузка по итогам года, средняя загрузка отелей и коллективных средств размещения, достигнет 80%», — написал министр.
Привлечь и не потерять туристов
Калининградская область привлекает путешественников познавательно-экскурсионным туризмом, констатируют участники.
«Мы своего рода бренд «Русская Европа». Выполняем функцию замещения — того, чего люди недополучили. И выполняем качественно. Наш ресторанно-гостиничный комплекс и туристический сервис в целом достиг того уровня, который потребитель привык получать в европейских странах», — отмечает Алтынбек Кожахметов.
С ним согласен руководитель объединения Street Food Russia Александр Исаев.
«Уровень туристической инфраструктуры, не только общепита, у нас очень высокий по сравнению с остальной Россией. Давайте говорить честно, у нас нет туристов из Европы, у нас нет туристов из Азии. Хотя я только приехал с большого сибирского форума, и многие считают, что китайский след может и до нас добраться. Планы очень большие у китайских туристов. Они работают по плану Москва — это хаб. Приезжают в Москву на два-три дня, чтобы успеть все увидеть, на Ленина посмотреть. А дальше они уже и в Мурманск летят, и, например на Камчатку, в Петербург. Коллеги мои считают, что Калининград вполне может стать частью маршрута. Это говорит о том, что тот уровень, на котором Калининград находится сейчас, с оптимизмом позволяет нам смотреть в будущее», — поясняет Исаев.
Однако оптимизма коллег из других российских регионов Кожахметов не разделяет. Он рассказывает, что до 2019 года возили китайские делегации на инфотуры в самый западный регион. Однако он все равно остался им неинтересен. Все китайские туристы, привозимые нами тогда в регион, путешествовали по Прибалтийскому кольцу из Риги до Гданьска, и Калининград был частью маршрута.
«Калининград как самоценное направление для них не совсем интересен был. Для них очень значим «Красный маршрут», связанный с революционной тематикой, социалистической тематикой: масштабные стройки, ГЭС, Байкал, Лениниана. Мы работаем над тем, чтобы предлагать им Калининград в кольце с Москвой и Санкт-Петербургом. Просто в Калининград пока не поедут», — говорит директор турфирмы «Анюта».
Многое в туристической сфере зависит от логистической доступности, подчеркивают эксперты.
«Сделайте нам больше рейсов и поездов — и они будут забиты, потому что сюда ехать хотят в том числе и с точки зрения гастрономического туризма. Мы добились того, что у нас на побережье и в любой точке Калининграда можно питаться с расчетом на любой кошелек», — подчеркивает Александр Исаев.
Один из ключевых факторов, способствующих росту туристической привлекательности региона, — развитая ИТ-инфраструктура. В высокий сезон нагрузка на сеть увеличивается, поэтому операторы заранее проводят работы по модернизации инфраструктуры и установке нового телеком-оборудования, в том числе в местах, которые пока не очень популярны у путешественников, но имеют большой потенциал.
«Например, сейчас особое внимание уделяется развитию сети на востоке. Так, в Краснолесье запустили базовые станции, а в Железнодорожном провели модернизацию системы связи, понимая, что туда запустят рельсобус, а значит, туристический поток увеличится», — рассказывает директор филиала МТС в Калининградской области Анна Хлевтова.
«Безусловно, туристический поток в регион стремительно растет, это подтверждает наша аналитика Big Data и данные МТС Travel. Например, по итогам первого квартала 2024 года Калининградская область стала лидером по приросту количества бронирований жилья год к году (+64%), а по бронированиям на предстоящие майские праздники регион снова оказался в топе направлений, поднявшись с восьмой на пятую строчку у российских туристов. Понимая, что тренд на самостоятельные поездки развивается, наша отрасль стремится предоставить путешественникам возможность организовать поездку «в одном окне» с помощью полезных сервисов, а также уделяет особое внимание разработке и внедрению различных цифровых решений в этом направлении. Так, в прошлом году был запущен цифровой путеводитель по Калининграду и области. Каждый абонент, приезжая в регион любым видом транспорта, получает приветственное СМС-сообщение со ссылкой на онлайн-гид, который поможет сориентироваться в достопримечательностях и тонкостях местного туризма. За год именно калининградский гид показал самую высокую конверсию по переходам, что подтверждает его востребованность», — поясняет Анна Хлевтова.
Уже несколько лет в области работают цифровые помощники для путешественников: аудиогид по «кошачьему» маршруту в Зеленоградске и VR-экскурсия в визит-центре на Куршской косе, моделирующая полет птиц — обитателей национального парка. Надев шлем дополненной реальности, можно «полетать» вместе с пернатыми и послушать интересные факты о них, озвученные известными людьми из Калининграда.
В прошлом году был запущен первый аудиогид по железнодорожному туристическому маршруту «Калининград — поселок Железнодорожный». Гости и жители региона могут бесплатно прослушать истории цифрового экскурсовода о тридцати достопримечательностях по пути.
Привлекать туристов в регион активно помогают застройщики и риелторы. Так, на всероссийских форумах и выставках они знакомятся с другими представителями своей отрасли, заключают с ними соглашения и вместе приводят новый поток желающих посетить регион.
«В Калининградской области недвижимость очень активно покупают жители других регионов. Есть несколько направлений. Для собственного проживания это не всегда побережье. Люди покупают жилье в зависимости от того, какие задачи решают. Так, например, пенсионерам уже город не очень нужен с его инфраструктурой, им хочется природу. Семьям с детьми и активной жизнью нужны школы, садики и развивающие учреждения рядом. Кто-то опирается на бюджет — кому не хватает на Зеленоградск, смотрят и Светлый, и восточное побережье», — объясняет руководитель агентства недвижимости «39 метров», представитель Российской гильдии риелторов Светлана Иванова.
Она отмечает, что на постоянное место жительства в Калининград переезжают люди из Сибири и северных регионов страны, потому что им нравится местный климат. Есть также жители столиц, которые покупают квартиры для себя и не сдают ее в аренду — приезжают на выходные или летом. Кроме того, есть инвесторы. И если раньше они покупали квартиры, делали ремонт и сдавали, то сейчас много кейсов, когда риелторы покупают квартиру для инвестора, берут ее в управление, а ему просто приходят деньги на карту.
«Как риелторская деятельность влияет на туристическую? Мы подбираем не только квартиру, но и образ жизни: инфраструктуру, историю города, сам ЖК и все что там есть. Мы проводим бизнес-туры. Показывая жилой комплекс, мы показываем сам город и все его прелести: и море, и историю, и климат», — объясняет Иванова.
По словам Андрея Ермака, увеличение туристического потока не самоцель. На первом месте — увеличение вклада от индустрии гостеприимства в валовый региональный продукт и занятость. Эта цель может быть достигнута не столько за счет увеличения числа туристов, сколько за счет увеличения трат туристов за поездку.
Гастротуризм
Высококачественные сыры и мясо, которые можно забрать с собой в качестве сувенира и подарить друзьям, — в топе по популярности у туристов. В регионе активно развивается гастротуризм.
Александр Исаев говорит, что после введения санкций отрасль производства гастросувениров сильно выросла и продолжит свой рост в ближайшие годы. При этом он отмечает, что первые лидеры рынка задали высокую планку продукции, которой необходимо будет соответствовать всем, кто придет в эту нишу.
Основатель сыроварни «Нойдам» Светлана Королева отмечает, что многие туристы наслышаны о продуктах Калининградской области.
«У нас большое количество сыроварен, которые делают качественный продукт, наши калининградские сыры занимают призовые места на всероссийских конкурсах. За ними приезжают и возвращаются, их знают, и турист, когда приезжает, он их ищет. Конечно, хотелось бы, чтобы на территории Большой России транслировалось больше, что у нас есть из гастрономических моментов. Но нужно время, чтобы о гастродостопримечательностях узнали», — считает Королева.
Она отмечает, что поскольку сыроварни в регионе небольшие и все-таки крафтовые, то спрос пока сильно превышает предложение. При этом у местного массового потребителя практически нет культуры потребления сыров, поскольку в массе своей он плохо разбирается в их сортах и особенностях. Предпринимательница добавляет, что подобная культура на Западе воспитывалась не одно столетие, а у нас отрасль развивается только около десятилетия, но мы движемся в этом направлении семимильными шагами.
Директор ресторана «Хмель» Лилит Киракосян рассказала, что их основными гостями являются туристы и они очень прихотливы.
«Раньше мы подстраивались под европейского гостя, теперь ориентируемся на предпочтения российского гостя, предоставляем им нашу корюшку, строганину. Сейчас недостаточно, чтобы гость просто был доволен. Это касается нашего местного гостя и гостей города. Туристы хотят комфорта и красоты, чтобы зацепило. Сейчас популярная тема — история. Что цепляет человека? История — и неважно какая», — говорит Лилит Киракосян.
Она подчеркивает, что общепиту региона необходимо развиваться, ведь сейчас уже недостаточно просто приготовить и обслужить.
Дефицит кадров
Эксперты отмечают, что в отрасли сложился острый дефицит квалифицированных кадров. До 2019 года работодатель выбирал, с кем и где работать, сейчас выбирает работник. Лилит Киракосян рассказала, что с 2020 года многие сотрудники общепита потеряли веру в перспективы этой сферы и сменили область деятельности.
«Иногда мы возвращаемся к некоторым ребятам с вопросом: «А может, вы передумали?», а они хотят забыть это все как страшный сон. Я сама постоянно обучаюсь. Моя задача, чтобы был интерес к этой сфере. Мы должны внести в общество мысль, что это хорошая сфера, хоть и тяжелая. Мы, рестораторы, должны чаще выходить к обществу, говорить о плюсах нашей работы. Нам надо привлекать людей на свою сторону, говорить, что мы обучаем с нуля», — отмечает директор ресторана «Хмель».
«Если вы не можете найти у себя сотрудников в Калининграде, то я не могу уже который год найти сотрудников к себе на сыроварню, а я предлагаю зарплаты выше, чем в Калининграде», — соглашается Светлана Королева.
В числе проблем общепита участники стола также назвали логистику.
«Когда мы говорим с коллегами из других регионов, они удивляются, что у нас чего-то нет. Когда мы пытаемся заказать товар для расширения, он подпадает под санкции», — говорит Киракосян.
Драйверы роста
Проблемы не повод опускать руки и ставить крест на развитии. Нужно искать драйверы дальнейшего роста. Для туристической отрасли Калининградской области ими могут стать развитие востока региона и вовлечение в оборот объектов культурного наследия, поскольку побережье практически исчерпало потолок своих возможностей.
Сейчас, по данным министра по культуре и туризму Андрея Ермака, по программе вовлечения в оборот ОКН регион уже поддержал 18 проектов. При этом больше половины проектов реализуются в удаленных муниципалитетах области (Советск, Неман, Гвардейск, Гусев, Черняховск и Правдинский район).
Кроме того, привлекательным может стать и водный туризм. Сейчас в регионе разрабатывается маршрут от Калининградского до Куршского залива.
Третьим драйвером может стать восток области в целом, где, по мнению участников круглого стола, удачно переплетаются инициативы властей и энтузиастов, развивающих проекты в западных городах и поселках региона. Это позволяет создавать новые бренды и маршруты.
«Развиваться восток будет очень и очень долго. Там не то что ресторанов нет, там нет ничего, от слова совсем. Какой-нибудь тур по замкам области было бы замечательно, но, к сожалению, кроме замков, ни поесть, ни остановиться на санитарную остановку негде», — подчеркивает Светлана Королева.
Наконец, четвертым драйвером развития туризма участники круглого стола назвали гастротуры и продвижение локальных брендов, например «Балтийской кухни». Бренды позволяют структурировать продвижение и сделать его более сильным.
«Наша задача — запустить все вышеперечисленные драйверы роста, ибо ажиотажный спрос рано или поздно начнет проседать, и мы должны быть к этому готовы.
Другие российские регионы имеют весьма амбициозные планы в развитии туризма на своих территориях и не дадут нам почивать на лаврах», — считает Алтынбек Кожахметов.
Другие мероприятия «РБК-Калининград».