Калининградская область может стать инновационной и технологической столицей России. Способствуют этому и географической положение, удобное для развития экспортной составляющей, и привлекательный для релоцированного персонала климат, и льготы Особой экономической зоны и специального административного района. Однако, как показал проведенный РБК Петербург круглый стол, бизнес сомневается в таких перспективах. Среди причин — отсутствие универсальной системной поддержки, бюрократические сложности при получении льгот, кадровая проблема и недостаточная отраслевая дифференцированность экономики.
Условия для новичков
Правительство России и власти Калининградской области стараются создать уникальные условия для притока в регион новых бизнесов, в особенности инновационных и высокотехнологичных. Среди мер поддержки — налоговые и нефинансовые льготы Особой экономической зоны и специального административного района острова Октябрьский.
Как рассказал министр экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Дмитрий Кусков, в регионе преференции по налогу на прибыль и налогу на имущество для резидентов составляют 0% в течение первых 6 лет реализации проекта, с 7-го по 12-ый годы реализации проекта компании будут платить 10-процентный налог на прибыль и налог в 1,1% на имущество. При этом «льготный период» может достигать 15 лет. Также устанавливается нулевой земельный налог сроком на 5 лет на земельный участок, приобретенный резидентом и используемый при реализации проекта, предусмотрен и упрощенный порядок получения земли в аренду, имеются гарантии неизменности арендной платы. Кроме того организации, получившие статус резидента в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года включительно, в течение 7 лет смогут применять пониженные тарифы страховых взносов в отношении создаваемых новых рабочих мест — 7,6%. Отменен утилизационный сбор для отдельных категорий транспортных средств, ввозимых из-за границы для использования в регионе, сроки проведения государственной экспертизы проектной документации и экологической экспертизы сокращены до 45 дней, также с 1 июля 2019 года будет действовать электронная виза для иностранных граждан сроком до 8 дней.
Более того: с 2018 года снижен входной барьер в ОЭЗ для компаний из IT-индустрии и предприятий, оказывающих услуги в сфере НИОКР, а также для специализирующихся на медуслугах. К примеру, если для проектов по созданию нового обрабатывающего производства, в области туристско-рекреационной отрасли и сельского хозяйства условием являются капитальные вложения в размере 50 млн рублей за 3 года, а для остальных индустрий — 150 млн рублей, то для проектов в области IT-индустрии и научных исследований — лишь 1 млн рублей.
Работает и формат специального административного района на территории острова Октябрьский Калининградской области, который позволяет перерегистрировать иностранный бизнес в Россию, а в частности — на территорию региона. Он был запущен осенью прошлого года, на сегодняшний день в нем насчитывается девять резидентов. При помощи САР создан конкурентоспособный налоговый режим, который предоставляет возможность иностранным компаниям, которые ведут хозяйственную деятельность на территории РФ, в том числе с российским капиталом, сменить иностранную (в том числе, офшорную) юрисдикцию на юрисдикцию РФ. Одновременно компании сохраняют валютное «нерезидентство» для России.
Недосягаемые льготы
Бизнес, хоть и положительно оценивает усилия властей, но видит в них и существенные недостатки. В том числе касаются они и мер поддержки.
«Сегодня государство предлагает бизнесу много программ поддержки высокотехнологичных производств и разработок. Мы честно изучили все эти программы, продолжаем мониторить их до сих пор. И до сих пор ни одна нас не заинтересовала. Причин масса: одни сложно администрируются, другие предлагают высокие, нерыночные проценты кредитования. Вводятся огромные штрафы за несоблюдение условий соглашений — условия часто абсурдны, — рассказывает учредитель технопарка «Экобалтик» и заместитель директора компании «Инфамед-К» Андрей Горохов. — Например, достичь 30% экспорта лекарств за три года, при том, что регистрация препарата за рубежом занимает минимум 5-7 лет. Или субсидируется лизинг оборудования, а не его покупка — то есть мы будем кормить банки. Нам это все неинтересно, невыгодно, а часто вообще просто приведет к убыткам».
Вспомнил Андрей Горохов и анекдотичный случай, связанный с компенсацией затрат на капитальные вложения в завод по производству медицинской упаковки у компании партнера — ООО «Аруна». Они вложили 150 млн рублей инвестиций. По программе Минпрома предприятие могло компенсировать порядка 75 млн рублей. В итоге государство оказалось готово выделить лишь 500 тыс. рублей, что составило 0,3% от инвестиционных затрат. На сопровождение и администрирование субсидии и подготовку отчетности инвестор потратил бы в несколько раз больше. Кроме того, несмотря на то что «Экобалтик» вошел в реестр индустриальных парков Минпрома, и это позволяет компенсировать часть затрат на создание инфраструктуры, до сих пор этих денег в компании не получили.
Есть и положительные примеры — воспользоваться льготами Особой экономической зоны удалось компании «Инфамед-К», они также помогли сократить издержки по сравнению с теми, что имеют аналогичные производства на материке. Но это скорее исключение из правил, говорят участники рынка, никто из других фармпроизводителей так и не зашел в Калининградскую область. Если бы не высокая маржинальность продукции, стратегические проекты развития резиденты «Экобалтик», как отметил Андрей Горохов, просто бы не потянули. Поэтому история успеха технопарка «Экобалтик» может остаться единичной для Калининградской области.
Палки в колеса
Не все благополучно и в калининградском автомобилестроении. Например, «АВТОТОР Холдинг» строит в регионе новый завод, благодаря которому будет создана тысяча новых рабочих мест. Однако компания ощущает недостатки внутренней инфраструктуры: если технопарки активно оснащаются, то за их пределами есть явные проблемы.
«К примеру, чтобы выполнить обязательства по контрактам, мы сейчас начали строительство завода на 100 тыс. автомобилей в год. Но для этого нам необходимы большие объемы газа, инфраструктура доставки электроэнергии», — рассказывает вице-президент компании «АВТОТОР Холдинг» Дмитрий Чемакин.
Видит эксперт проблему и в отсутствии в регионе отраслевой дифференциации, что затрудняет развитие местного бизнеса и вымывает деньги из местного бюджета. «Наше предприятие сильно интегрировано в Калининградскую область, у нас более 200 локальных компаний-партнеров. Но сейчас капитальных партнеров мы вынуждены искать и за пределами региона — в Нижнем Новгороде, в Санкт-Петербурге, в Подмосковье, в Челябинске», — добавляет Дмитрий Чемакин.
Со схожей проблемой сталкиваются и предприятия из других отраслей. «Для реализации крупных комплексных проектов в области цифровизации нам часто необходимы партнеры. Если нужная экспертиза в регионе есть, это прекрасно. Калининград славится своими университетами и уровнем подготовки научных и производственных кадров. Но если в регионе нет какого-то отраслевого направления, то достаточно сложно найти организацию с экспертизой, которая бы согласилась вести проект здесь из-за географической отдаленности Калининградской области. И, конечно, это влечет за собой удорожание проекта», — отмечает директор по развитию цифровых проектов Северо-Западного филиала компании МегаФон Елена Полякова.
Кадровый пылесос
Кроме того, Дмитрий Чемакин указывает на очевидный дефицит на внутреннем рынке профессионалов в области инженерии, технологий. Решение — переезд сюда специалистов с высоким уровней компетенций и зарплат.
Причем кадровая проблема волнует не только автопром Калининграда. Руководитель компании «Первый БИТ» Павел Попов, также считает, что для реализации интересных и прорывных IT-проектов в регионе необходимы квалифицированные кадры. Их можно было бы привлечь, если бы крупные холдинги, работающие в регионе, передавали местным IT-компаниям заказы на обслуживание инфраструктуры. Сейчас же крупные компании передают свои АСУ на обслуживание в другие регионы, что сдерживает приток кадров в Калининград.
К слову, и представители властей, и бизнес соглашаются, что в принципе люди охотно едут в регион. «Калининград стал городом, который притягивает людей. Благодаря анализу больших данных мы увидели, что большинство наших клиентов в области пользуются высокими технологиями для массового сегмента: по количеству пользователей смартфонов регион находится на одном из лидирующих мест в России. Это говорит, что жители прогрессивны и следят за новыми технологиями, — рассказывает директор макрорегиона Северо-Запад компании Yota Кирилл Пуленков. — Также это свидетельствует о том, что здесь высока концентрация активного населения, которое готово генерировать и реализовывать идеи. Опыт нашей компании это подтверждает. Для добровольной внутренней миграции Калининград — один из самых привлекательных регионов».
Генеральный директор компании «Балтик Стайл» Альберт Лопянскис заметил, что релокация не решает кадровых проблем: «Нам необходимо локально готовить специалистов — это единственная мера, которая позволит и устранить деградацию некоторых отраслей, и повысить конкурентоспособность предприятий. Готовить надо и инженерные кадры, управленческие. Перевозить специалистов верхнего уровня — нормально, но нельзя «пылесосить» со всей России обычных инженеров. А сейчас нам приходится именно так и делать».
По словам Альберта Лопянскиса, проблема связана не только с нехваткой кадров, но и с их навыками, в том числе базовыми, а не специальными. К примеру, в последнее время у соискателей сложности не только с английским языком, но и с русским: не все проходящие собеседование могут вникнуть в смысл прочитанного текста.
Впрочем, бизнес готов вкладывать в трансформацию образовательного процесса, не требуя от властей взять решение это задачи полностью на себя. «Несмотря на близость Калининграда к Петербургу мы только в этом году начали первые успешные шаги в освоении региона. Эти шаги мотивируют, одним из основных позитивных факторов является географическое положение. Но не менее значимым является и научный потенциал региона, который позволит нашей компании и усилить свои возможности, и сделать вклад в образовательную сферу в рамках кооперации бизнеса и вузов, и в общем тренде цифровизации региона продемонстрировать свою экспертизу в области биометрических систем и компьютерного зрения для smart city», — поясняет директор по бизнес-развитию направления биометрических систем ГК ЦРТ Андрей Хрулев.
Инвестиционный хаб
И все же, несмотря на большое количество проблем эксперты считают, что у Калининграда есть все возможности, чтобы стать уникальной площадкой для развития инновационного бизнеса в разных отраслях. Более того — есть перспективы и на международном рынке.
Как отметил руководитель налоговой практики компании Дювернуа Лигал Максим Симонов, Калининград определенно приглянулся инвесторам, потому что здесь хорошие налоговые преференции и комфортная законодательная среда. «Благодаря этому в регионе можно создать инвестиционно-холдинговый хаб, который будет не только развивать российский или региональный бизнес, но и «завяжет» на себя холдинги, иностранные компании и бизнес-клиентов за рубежом», — прогнозирует эксперт.
«Те компании, которые еще не сделали себе имя, но у которых есть идеи и продукт, нуждаются в экспертизе и помощи для развития. Если для них будут созданы отдельные меры поддержки, потенциал для роста у них будет огромен. Им надо уделять, возможно, даже больше внимания, чем игрокам рынка, которые уже добились стабильности, — считает директор компании «Радекс технологии» Денис Горланов. — У нас много команд, которые делают качественный продукт».
«У Калининграда сегодня есть уникальная возможность стать международным инновационным и технологическим центром. Пора перестать оценивать регион только с точки зрения географических преимуществ», — говорит директор компании IT SPHERE Максим Демкович.
«Реалии нашего времени таковы, что услуги удовлетворения ключевых потребностей человека должны мигрировать в цифровые каналы. В меньшей степени это касается эмоциональных аспектов. Принимая во внимание специфику географического положения Калининградской области, первостепенными направлениями для развития цифровизации в регионе являются внешнеэкономическая деятельность, транспортная инфраструктура и туризм», — резюмирует Директор филиала «Европейский» Банка «Санкт-Петербург» Дмитрий Данилов.