Тот, кто боится, не выиграет никогда
Материалы выпуска
Организация удаленной работы в эпоху коронакризиса Новости партнеров Коротков: «Общими усилиями нам удалось изменить федеральный закон» Решения Таргетинг как способ информационной поддержки бизнеса на карантине Инструменты Выход на ВЭД: инструменты для расширения бизнеса Инструменты Краш-тест Калининградской области Рынок Тот, кто боится, не выиграет никогда Компетенция Идти ли в облака: бизнес региона делится своими опасениями и победами Решения В области открылся цех по производству фармацевтических субстанций Инновации «Рывок в будущее»: чем отличаются и как меняются программы MBA Инструменты «Практика для практиков»: Сергей Мясоедов — о программе MBA в РАНХиГС Компетенция Эксклав со столичными амбициями Экспертиза Цифровая среда ждет решений Рынок
Компетенция Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Тот, кто боится, не выиграет никогда

Региональный директор калининградского операционного офиса ПСБ Андрей Кохан — о новом «старом» статусе банка, диджитализации и образовании заемщиков.

— В конце декабря 2019 года ПСБ был законодательно присвоен статус опорного банка для оборонно-промышленного комплекса. Каким образом этот статус может повлиять на его дальнейшую деятельность?

— Согласно глобальной стратегии развития банка до 2023 года, к концу этого периода мы должны войти в пятерку ведущих российских банков по всем сегментам деятельности. У нас сильная команда профессионалов, мощные финансовые и технологические возможности, и мы успешно исполняем возложенные на нас задачи.

— Насколько в них вписывается прошлогоднее вхождение «Связь-Банка» в состав банковской группы ПСБ?

— Отлично вписывается. На май 2020 года запланировано завершение присоединения ПАО АКБ «Связь-Банк» к ПАО «Промсвязьбанк». Для клиентов Связь-Банка это означает переход на обслуживание в надежный банк, входящий в ТОП-10 крупнейших банков России

— Можно ли прошедший год охарактеризовать как год без сюрпризов?

— У нас такие планы и амбиции, что необходимо постоянно быть в тонусе. Даже при планомерной работе нужно всегда быть готовым к «сюрпризам». Лучшая позиция для этого — быть далеко впереди. Ушли в прошлое времена, когда клиенты приходили и выстраивались в очередь. Их внимание и доверие приходится завоевывать.

— Кого и что удалось «завоевать» за прошедший 2019-й?

— В калининградском офисе количество клиентов возросло на 30 процентов, на столько же перевыполнен годовой план по прибыли. Активы выросли в 2,5 раза. 9 процентов всех ипотечных кредитов в регионе оформляется у нас. И это далеко не все достижения. Главное — не останавливаться.

— Летом прошлого года на РБК Калининград вышел материал с китами регионального бизнеса. Они говорили о том, что ценят в ПСБ надежность, гибкость и дружественность. Чем, по вашему мнению, привлекателен банк для местного делового сообщества?

— Ко всему перечисленному я бы еще добавил клиентоориентированность. Для нас важно, чтобы клиент, придя в банк даже с серьезной проблемой, остался доволен. Мы должны учесть его особенности и предложить именно тот продукт или услугу, в которой он нуждается. ПСБ работает в Калининградской области уже 19 лет, и за это время у нас сложились крепкие отношения со многими крупными предприятиями. Безусловно, банк будет поддерживать и развивать это партнерство.

— Такой подход используется и по отношению к клиентам и менее крупного масштаба?

— Разумеется, это принцип нашей работы, и он распространяется на всех клиентов без исключения. Малый и средний бизнес — это постоянно развивающийся сегмент, и он у нас в зоне особого внимания. Не буду скрывать — эти направления бизнеса дают банкам хорошую доходность. ПСБ нацелен на долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество с калининградскими предпринимателями, в свою очередь предлагая этому бизнесу уникальные условия.

— Вам приходится уходить от классических продуктов?

— От классических продуктов мы не уйдем. Они очень востребованы как новыми, так и действующими клиентами.

Одно из таких предложений для малого и среднего бизнеса — опция «Вечная ВКЛ» — возобновляемая кредитная линия сроком до 10 лет. Благодаря этой опции наши клиенты уже несколько лет избавлены от необходимости раз в полтора года собирать полный пакет документов, переоформлять кредитный и обеспечительный договоры и перерегистрировать залоги для пополнения оборотного капитала.

Еще один удобный классический продукт — это пятилетний овердрафт.

Я бы особо выделил и актуальные, массово востребованные продукты. Выдачу банковских гарантий для участников госзакупок по №44-ФЗ и №223-ФЗ я считаю просто выдающимся продуктом. Мы его реализовали так, что даже появились отдельные агенты, которые привлекают к нам клиентов.

Новые опции при этом мы тоже регулярно вводим в линейку. ПСБ — банк современный, и «диджитал» не остается в стороне. Сегодня мы уходим от работы с бумажными документами, переводим документооборот в цифровой формат. У нас очень удобно реализован мобильный банк, его функционалом покрывается максимум ежедневных операций клиентов. И, наконец, появляются и кредитные продукты, не требующие никакого бумажного оформления.

— В прямом смысле?

— Именно так. Например, наш продукт «Без бумаг» — один из вариантов онлайн-кредитования малого бизнеса. Мы предлагаем его действующим клиентам, на которых рассчитан кредитный лимит. Чтобы воспользоваться этим продуктом, нужно зайти в интернет-банк, нажать кнопку «Взять деньги», выбрать сумму, дать согласие на кредит и получить деньги на счет. При этом мы не запрашиваем у клиента ни отчетность, ни какие-либо другие дополнительные документы. За внедрение этого онлайн-сервиса в декабре 2019 года наш банк был удостоен премии «Финансовая элита России — 2019» в номинации «Digital-банк года для МСБ».

И еще: в прошлом году мы первыми в России запустили чат-бот в мобильном мессенджере, который также дистанционно помогает оформить кредит малому и среднему бизнесу.

— Сейчас не так уж просто стать в чем-то первооткрывателем, поскольку все конкурирующие банки также заняты разработкой новых продуктов. Как вам удается стабильно попадать в ожидания клиентов?

— Клиенты хотят уважения, удобства, дружественного сервиса и, естественно, достойного соотношения цены и качества.

Клиента нужно знать, любить и быть с ним другом, чтобы он доверял банку и был уверен, что имеет дело с профессионалом. Находясь на такой волне, можно успешно предлагать клиенту подходящие продукты, тем более имея такую обширную, как у нас, линейку. При таком общении становится понятно, что именно нужно бизнесу: удобство, экономия или, может, оперативность принятия решений.

Сегодня мы запустили пилотный проект по использованию смартфона в качестве платежного терминала. Эта технология исключает приобретение дополнительного оборудования и предполагает пониженные тарифы на эквайринг.

Еще один онлайн-сервис — «Электронный инкассатор». Он позволяет бизнесу круглосуточно зачислять наличные средства на счет в течение одного рабочего дня. Благодаря использованию «Электронного инкассатора» предприниматели сокращают свои операционные и финансовые издержки, а также решают проблему извлечения денег из оборота. При этом все спецоборудование и сейф мы устанавливаем бесплатно.

Для индивидуальных предпринимателей, работающих по упрощенной системе налогообложения (УСН 6%), мы предлагаем нечто вроде «бухгалтерии в кармане». Продукт «Моя бухгалтерия 1С» работает на мобильных устройствах, рассчитывает размеры платежей, проводит их через интернет-банк, сам отправляет необходимую отчетность в налоговую и социальные фонды, автоматически ее формируя. Соответственно, клиент может не тратиться на бухгалтера.

— А не появится ли сервис, который позволит исключить клиентских менеджеров или даже офисы банка?

— В обозримом будущем — нет. Именно офисы сегодня являются драйвером продаж услуг. Наличие офиса для основной массы клиентов является признаком стабильности и надежности банка: офис должен быть, это привычная схема работы.

Но будущее, конечно, за дистанционным общением. Сейчас мы начинаем работать с удаленной идентификацией физлиц, и когда-то практика распространится на все категории клиентов. Тогда отпадет необходимость приходить в офис для открытия счета и получения кредита.

— С какой целью в минувшем году был проведен ребрендинг банка?

— Ребрендинг стал финальным этапом череды изменений, произошедших в банке за последние два года. Как мы говорили, ПСБ не только вошел в число банков с госучастием, но и получил статус опорного банка по работе с ОПК и сопровождению гособоронзаказа. Ребрендинг стал завершающим этапом этих перемен. Он призван сделать облик ПСБ более целостным, соответствующим его текущим позициям и задачам.

Мы сохранили баланс в имидже: новый образ отражает стратегию универсального банка, который работает как с оборонным сегментом, так и с гражданскими клиентами.

У нас появился красивый новый логотип — мощный, как военный корабль. ПСБ заслуженно ассоциируется с банком сильных людей. Сильный в нашем понимании — уверенный в себе, умеющий добиваться поставленных задач, создающий себя сам.

— Одно из направлений вашей работы — повышение финансовой грамотности, в том числе среди военных. Что делается в этом направлении сейчас?

— Наш банк по-прежнему уделяет много внимания этой теме. С одной стороны, мы понимаем, что это важная социальная функция, решающая государственные задачи. С другой — банк заинтересован, чтобы его клиенты легко ориентировались в банковских и смежных финансовых продуктах. Взаимное общение будет более успешным, если клиент будет понимать, куда лучше вкладываться, какие у него могут быть риски, почему кредиты нужно брать осознанно и зачем оформлять страховку.

Если говорить о военных, то нужно понимать, что государство обеспечивает их стабильными доходами, жильем, льготными ставками по ипотеке. Поэтому они должны научиться планировать собственные финансы. Кредитование, например, наиболее используемый и популярный из них. Еще есть опции для накопления, которые помогут при необходимости успешно сменить военную специальность на гражданскую или открыть свое дело.

Более того: не все военнослужащие до сих пор понимают, как работает военная ипотека. В 2019 году мы активно занимались ее рефинансированием и столкнулись с серьезной проблемой: большинство участников полагало, что военная ипотека полностью выплачивается за счет бюджетных средств. А ежегодные платежи не индексировались по несколько лет. В результате было немало случаев, когда военные к концу платежей оставались с долгами под 1 миллион рублей, которые нужно было полностью выплатить из своего кармана. По нашим подсчетам, по итогам прошлого года объем рефинансирования военной ипотеки ПСБ в Калининграде составил порядка 1 миллиарда рублей и 32 миллиардов рублей по всей России.

ПСБ — абсолютный лидер по выдаче военной ипотеки в 2019 году. По данным ФГКУ «Росвоенипотека», по итогам 2019 года доля банка в этом сегменте превысила 40%.

Мы открываем новые офисы в непосредственной близости к военнослужащим и обучая их. В прошлом году в регионе мы провели свыше 400 таких занятий.

Наши лекции — обо всем, что касается личных финансов: как правильно сохранить деньги, взять кредит, выгодно пользоваться банковской картой и как уберечься от мошенников. Говорим об этом в легкой и доступной форме, используя не только формат лекций, но и мультипликационные ролики и интерактивные проекты.

Есть программы, ориентированные на будущее. Например, пилотная программа с Высшей школой экономики, в ходе которой знания по основам предпринимательства получат жены военнослужащих. Проект поддерживает Минобороны, серия таких лекций в нашем регионе запланирована на этот год.

— Год у банка вышел довольно динамичным. А лично у вас?

— Для меня год был таким же — продуктивным и интересным. И трудно личный год отделить от рабочего: ПСБ для меня больше, чем работа. Это серьезная и важная часть моей жизни, от которой я получаю удовольствие. Иногда дела поглощают настолько, что могу обдумывать их, проснувшись в три часа ночи.

У нас вся команда так устроена: люди работают с горящими глазами. Каждый из наших сотрудников понимает, что именно они — движущая сила и общий успех зависит от каждого из них.

Но чтобы работа была плодотворной, она должна сменяться достойным отдыхом.

Поэтому рабочий день у меня и у всех самый обычный, с 9 до 18. Безусловно, бывают ситуации, когда нужно напрячься и поработать в ударном режиме.

ПСБ в 2019 году выступил партнером значимых мероприятий для региона: международного музыкального фестиваля «Калининград Сити Джаз», Дня Балтийского флота, Дня Военно-Морского флота.

— Вы находите время на бассейн и спортзал. Как все это умещается в рабочем дне?

— Плаванием предпочитаю заниматься по утрам: после тренировок чувствуют прилив энергии, и рабочий день проходит плодотворнее.

А в фитнес-клуб люблю ходить по вечерам. Вместе с получением необходимой физнагрузки там можно выплеснуть усталость и негативные эмоции, которые могли накопиться за день.

Вообще именно спорт учит быть целеустремленными и отличать главное от второстепенного. Всем рекомендую начинать или заканчивать день маленькой победой над собой. Возможно, это будет даже маленькое спортивное достижение.

— А у вас были победы над собой в прошлом году?

— Поскольку основное мое хобби — плавание, я собирался принять участие в заплыве через пролив Босфор. Ажиотаж вокруг заплыва очень большой, а квота на участников для одной страны — всего 350 человек. Я сделал все возможное, но зарегистрироваться не получилось. Потом я прочел, что слоты выкупили за 6 минут.

Пришлось компенсировать четырьмя другими заплывами: проплыл 2,3 км вокруг Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, 3 км — на открытой воде на Виштынце, еще два заплыва были на Синявинском озере («Янтарная миля») и в Полесске.

— Остается ли у вас время на чтение?

— Обязательно его оставляю. Мне кажется, все зависит от отношения к чтению. Время появится, если найти книгу по душе. Иногда книга цепляет очень сильно, не могу оторваться. Но художественную литературу читаю только в будни, а деловую — в отпуске.

— Может быть, вспомните пару строк из последней прочитанной книги?

— Фредрик Бакман, «Медвежий угол»: «Если воля к победе сильнее, чем страх проиграть, значит, у тебя есть шанс. Тот, кто боится, не выиграет никогда».

19 марта 2020 года