Как работает представительство правительства области в Москве
Материалы выпуска
Какую поддержку могут получить бизнесмены в Калининграде Решения Началось голосование за победителя конкурса стартапов «Бизнес Баттл» Новости партнеров Как работает представительство правительства области в Москве Компетенция Олег Пономарев. Самоучитель предпринимателя Решения «Есть ларёк с шаурмой, есть McDonalds»: глава KODE — о создании бизнеса Решения На что обратить внимание автору стартапа Решения Сергей Мясоедов: Пять простых вопросов о бизнес-образовании Решения Сергей Мясоедов: Успешный предприниматель. Что нужно, чтобы им стать Решения Николай Власенко: Нет сферы, где заведомо обанкротишься или обогатишься Решения Сергей Рыжиков - о стратегии успешных стартапов Решения «PRO Бизнес»: бизнесмены и управленцы раскрывают формулу успеха Инструменты Cтарание и часть таланта: глава KODE Алексей Козак об успехе в бизнесе Компетенция Как калининградскому бизнесу завоевать новые рынки в России и за границей Решения
Компетенция Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Как работает представительство правительства области в Москве

О помощи калининградскому бизнесу в завоевании новых рынков и привлечении компаний из других стран и регионов — в интервью руководителя Дениса Салия

— Какие функции сегодня выполняет представительство?

— У каждого региона есть офис в Москве, Калининградская область не исключение. Начиная с конца 2016 года мы приступили по поручению Антона Алиханова к реорганизации деятельности представительства. Стараемся сделать из него не просто офис по обслуживанию пребывания должностных лиц в столице, а наполнить его сетевой деятельностью, сделать полноценный фронт-офис региона.

Сегодня мы взаимодействуем с федеральными органами власти, осуществляем мониторинг различных субсидий, программ, конкурсов, доводим эту информацию до наших предприятий, бизнесменов, властей Калининградской области. И все для того, чтобы регион мог поучаствовать в федеральном финансировании и быть в курсе всех возможностей.

Еще одно направление крупное, одна из самых основных функций представительства — это инвестблок. Первую нашу задачу в этом направлении мы формулируем как «лишить права на незнание» относительно условий ведения бизнеса на территории Калининградской области. В России действует более 30 особых экономических зон, которые курирует Минэкономразвития. Нам необходимо прилагать усилия, чтобы международные компании, которые выходят на российский рынок, крупные отечественные компании задумывались о развитии своего производства в области. Как минимум знали об условиях ведения бизнеса на территории региона.

Наша задача — как можно ближе подойти к моменту принятия управленческого решения относительно развития компании в регионе и донести информацию о возможностях Калининградской области.

— Как выстраивается диалог с производителями?

— Используем достаточно современные для государственных структур механизмы работы: звоним компаниям, назначаем встречи, рассказываем, чем регион может быть интересен именно для них с их конкретным бизнес-кейсом и почему это будет интереснее, чем в любом другом регионе РФ.

— Каким образом поддерживаете калининградских предпринимателей?

— Мы помогаем в продвижении калининградских производителей при выходе на московский регион. Это самый крупный российский потребительский рынок страны. По разным оценкам, от 15–20 процентов всего потребительского спроса сосредоточено здесь. Безусловно, многим предпринимателям области интересно быть представленными в Москве. В этом плане мы абсолютно всем, кто к нам обращается, помогаем.

Мы взаимодействуем с розничными сетями, помогаем продукции попадать на полки столичных супермаркетов. Взаимодействуем с крупными предприятиями — связываем бизнес с компаниями, предоставляющими различные услуги и составляющие.

Системную деятельность по поддержке калининградских производителей мы начали летом прошлого года. Сейчас уже работаем с большей частью компаний, которые к нам обращаются.

Не ограничиваемся Москвой. Мы представлены в 16 регионах — это и юг России, и Центральная Россия, Урал и Дальний Восток, Северо-Запад. Цель этого проекта — повысить кооперацию между регионами. Все они разные. Продукция, которая производится в Калининградской области, отсутствует или присутствует в малом количестве на рынках других субъектов страны. Помогаем находить контрагентов, связывать бизнес-цепочки, находить комфортные условия взаимодействия, чтобы калининградские производители могли представить свою продукцию на рынках других регионов РФ.

— Поддержка рассчитана как на крупных производителей, так и на локальные компании?

— Да, у нас есть пул небольших компаний, которым мы оказываем поддержку. Например, «Прусский мед» — они делают украшения из янтаря. Не так давно мы их пригласили поучаствовать в большой ярмарке «Русское поле» на территории Москвы. Они съездили и остались очень довольны. Сказали, что результат превысил ожидания.

— Какие еще продукты из Калининградской области пользуются спросом в большой России?

— Традиционно представлена на московском рынке продукция компании «Продукты питания» — заморозка, консервы «За Родину» и «Роскон». Мы помогаем, поддерживаем в логистической инфраструктуре.

Сейчас мы с коллегами обсуждаем идею создания марки «Сделано в Калининграде». Идет поиск формата. Самое главное, что есть инициатива снизу, это именно запрос от бизнеса. Идут дебаты относительно того, по какому принципу можно будет использовать логотип, степень ответственности производителей, которые будут его использовать. Я думаю, что найдем компромиссное решение.

У нас есть несколько кейсов, которые на текущий момент успешны не только в Московском регионе, но и в других субъектах страны. Например, производитель моторного масла ООО «Новые технологии масла». Мы сейчас нашли им контрагента во Владимирской области, первая тестовая поставка уже осуществилась, надеемся, дальше будет расширяться. Еще один кейс — марципаны Pomatti. Выйдя на московский рынок, они поняли, что их производственные возможности не могут удовлетворить растущий спрос. Сейчас обсуждается вопрос создания нового производства в индустриальном парке «Храброво». Это яркая иллюстрация того, как помощь конкретным предпринимателям позволяет создать новое производство в области.

— Насколько высок интерес к региону у компаний, к которым вы приходите? Какой отклик получаете, когда рассказываете о регионе?

— Зачастую у компаний не сформирована потребность в расширении бизнеса. И наша глобальная миссия заключается в том, чтобы сформировать этот спрос.

— Сколько компаний из регионов РФ, других стран удалось привлечь в область?

— Процесс принятия решения относительно развития производства достаточно длинный. Если мы говорим о каком-то небольшом производстве, быстрее всего получаются кейсы с созданием здесь IT-подразделений компаний. Потому что никаких капитальных затрат не требуется. Если говорить о производстве, то на текущий момент мы в активных переговорах с крупными иностранными компаниями.

У меня был очень интересный кейс. Мы на одном из мероприятий встречались с представителями инвестиционных фондов Арабских Эмиратов. Представлял им область, а они утверждали, что там Европа. Начал на гугл-картах показывать — были очень удивлены. Но это скорее исключение из правил, анекдотичная история.

Для того чтобы дойти до каждой компании, до каждого иностранного инвестора, нужно много времени. И еще больше на то, чтобы они проанализировали, приняли внутренние корпоративные решения.

— Есть ли некая конкуренция между представительством и Корпорацией развития — кто больше инвесторов привлек?

— Нет, у нас общие отчеты. В этом плане все элементы инфраструктуры работают слаженно. Когда компании принимают решение размещать производство в области, подключаются коллеги на месте, ищут производственную площадку, готовят документы для регистрации юридического лица и так далее. На моей памяти не было ни одного кейса, в котором повторяется набор вопросов и проблем. Это каждый раз новая задача, какие-то абсолютно непредсказуемые условия для того, чтобы бизнес-проекты развивались.

— Вы дружите с представителями других регионов, но одновременно соперничаете с ними за привлечение инвесторов?

— Это хорошее соперничество. На самом деле правильное — это дает возможность совершенствовать наши бизнес-процессы. Калининградская область для многих субъектов РФ является примером реализации тех или иных инициатив, которые дают большой положительный эффект в развитии предпринимательства. Например, проект «Бизнес Баттл» крайне заинтересовал другие субъекты России. Я знаю, что как минимум три региона РФ уже готовят что-то аналогичное. Эта история будет крайне востребована.

— Чаще мы борьбу за инвестора с другими регионами выигрываем или проигрываем?

— На текущий момент, наверное, самым ярким примером может являться компания АВВ, которая выбрала Калининград как место реализации своего проекта по созданию инжинирингового центра. Ни один субъект РФ, даже Москва, не смог удовлетворить все запросы компании. Нам очень приятно, что коллеги выбрали Калининград. Причем их критерии достаточно интересные. Например, один из них — удаленность офиса от аэропорта: инвестор считает время, которое проведет в пути от аэропорта до офиса, и учитывает это в стоимости реализации инвестиционного проекта.

— Насколько сложными бывают райдеры инвесторов?

— Райдер у всех всегда очень разумный. Но иногда бывает желание за один день, например, посетить семь площадок производства, включая Черняховск, Гусев и так далее. И это в день прилета и отлета. В таком случае мы пытаемся объяснить, что у нас не так много времени, чтобы посмотреть и оценить все подходящие им площадки.

Взаимодействие с инвестором после того, как он заинтересовался регионом, начинается с получения от него некоего технического задания. И не всегда это простая задача, которую можно решить, походив и посмотрев объявления об аренде офисов. Один из инвесторов, с которым мы сейчас ведем переговоры, спрашивал, есть ли в регионе школа, где его менеджмент из разных стран сможет обучать детей на английском языке. И нам надо и об этих возможностях узнать.

— Узнаваемость региона среди инвесторов, компаний, бизнесменов увеличилась?

— На мой взгляд, увеличилась кратно. Объясню почему. Понятно, что можно посмотреть запросы в динамике 2016–2017 года. Но есть и понятие бытового наблюдения. Если в 2017-м, когда мы начали активно деятельность по продвижению Калининграда, мы прилагали кучу усилий для того, чтобы интегрироваться в какие-то мероприятия крупные, федеральные, то сейчас нас зовут все страны, а мы должны максимально полно рассказывать о возможностях и преимуществах области. И мы говорим, что в Калининградской области уникальный набор юрисдикций, который не встречается ни в одном другом регионе РФ. В августе прошлого года к ним добавился специальный административный район.

— Он сильно востребован?

— Да. Эта юридическая конструкция вызывает большой интерес у компаний. На данный момент в составе участников специального административного района уже десять компаний. Постоянно ведется совершенствование законодательства, что, в свою очередь, будет открывать возможности для редомицилиации большего числа компаний. Информационный вакуум и период, когда все присматривались к этому закону, прошел. Налажен открытый диалог с бизнесом, который сейчас активизировался, и количество заявок в управляющую компанию САР существенно возросло.

— Увеличилось ли число инвесторов из азиатских стран?

— Недавно корейская компания стала резидентом особой экономической зоны. Они будут делать системы кондиционирования и навигации. Азиатские инвесторы сложные, им требуется большое количество времени для принятия решений.

Наша область для азиатского инвестора интересна своим уникальным местоположением и логистикой. У нас единственный регион в РФ, где присутствует переход с широкой российской на узкую европейскую железнодорожную колею. Именно эта возможность в доступе к морским портам позволяет везти свою продукцию в Европу.

— Какие преимущества региона в первую очередь важны для инвесторов?

— У каждого инвестора свои потребности, многим интересно, например, наличие и стоимость железнодорожных перевозок. Для тех инвесторов, которые уже работают здесь, — наличие портов в море. А для инвесторов, которые реализуют свои проекты в сфере IT или инжиниринга, — кадровый потенциал. В части прироста населения у нас преимущество — высокое инвестиционное сальдо. Каждый год добавляется примерно один процент населения. Не хочется обижать никакие другие субъекты РФ, но есть регионы, куда неохотно люди будут переезжать даже на очень высокие зарплаты. Сюда переезжают с удовольствием.

— А в чем недостатки региона? Что останавливает инвесторов от размещения в Калининграде и области?

— Основной вопрос, который многие компании смущает, — это логистика. Инфраструктура создана, есть много компаний, которые в рамках своей компетенции могут работать с таможенными органами и тому подобное, но бывают очереди на границе, например. Поэтому те производства, для которых критичен срок поставки продукции, долго размышляют о размещении в регионе.

Но на самом деле калининградская специфика в логистике — лишь строчка в затратах проекта. И эти затраты с лихвой компенсируются льготами и преференциями. Есть еще крупные проекты, которым критично, к примеру, наличие железной руды, чего здесь точно нет.

— Чаще всего интересуются нашими индустриальными парками, земельными участками у моря или инфраструктурой?

— Наверное, такая сегментация была бы неправильной. Если инвестор хочет открыть какое-либо производство, то это, конечно, индустриальные площадки. Сейчас у нас в работе один крупный проект, которому критично наличие не более чем в километре от производственной площадки парковки, через которую они будут направлять крупногабаритную продукцию. Мы стараемся выстроить отношения с каждым, кто заинтересован в развитии своего муниципалитета, активно подсвечиваем им те заявки, которые к нам приходят, для того чтобы они давали варианты.

Географическое положение — это неоспоримое преимущество, у нас есть море, климат и соседство с Европой. Особенно для экспортноориентированных компаний.

Больше о возможностях для бизнеса и поддержке, которую могут получить предприниматели в представительстве правительства Калининградской области — в лекции Дениса Салия на проекте «Pro Бизнес».