Рыночный расклад , Калининград ,  
0 
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.

В янтарной отрасли региона заключён первый оптовый контракт

В 2021 году заключён первый в истории цивилизованного развития янтарной отрасли региона прямой оптовый контракт на поставку сырья.

Согласно условиям контракта, АО «Калининградский янтарный комбинат» планирует поставить предприятиям Ассоциации янтарного кластера 25 тонн янтаря. Это сырье будет полностью переработано в готовую продукцию на территории Калининградской области. Объемы поставок пока скромные, но полностью отражают текущие потребности производств кластера в янтарном сырье до конца 2021 года. Так в интервью РБК Калининград прокомментировал уникальное событие руководитель кластерного объединения Антон Федосов.

Он привел статистику: с 2018 года по 2021 год Янтарный комбинат выставил на открытых аукционах 259 тонн для разных категорий покупателей, но востребовано оказалось по различным причинам только 20% от этого объема, или в среднем около 12 тонн в год.

«Уже в 2022 году планируется увеличение объемов отгрузок. Сейчас мы обсуждаем и отрабатываем цифры в 50 тонн ежегодно. Это результат консолидации и совместной работы», — говорит директор кластера янтарной промышленности.

По его словам, цель стратегии развития отрасли — к 2025 году перерабатывать на территории Калининградской области 70% добываемого сырья.

— Что мешало сделать этот шаг ранее?

— К этому событию мы готовились почти шесть лет. Янтарная отрасль — сложная, имеет свою историю и специфику. А сам янтарь как сырец можно отнести к высоковолатильному товару, цена на который меняется в зависимости от рыночной конъюнктуры и различного рода спекуляций.

Многие эксперты янтарной отрасли обожают бросаться цифрами, подтверждения которым, как правило, найти очень сложно. Зачастую можно услышать, что у нас был бум производства и работали десятки тысяч человек, предприятий было более 300 или, наоборот, отрасль загибалась и работало всего 30 компаний. В таком разбросе цифр и данных человеку несведущему очень трудно разобраться, что же на самом деле происходило в отрасли и с какими проблемами сталкивались ее участники.

В первую очередь стоит отметить, что до 2017 года статистического и иного инструмента подлинной оценки действующих производств у нас не существовало. Отрасль не имела своего ОКВЭД, а янтарщиков «смешивали» с ювелирами, ремесленниками и торговцами. Никто не мог понять, чем предприятие или компания заняты на самом деле. Либо есть производство, платятся налоги, работают люди, происходит акт переработки и появляется добавленная стоимость, которая остается на территории Калининградской области, либо это торговая фирма, которая не перерабатывает ничего, не приобретает сырья официально и только перепродает янтарь в разные части света.

Очевидно, что для государства, региональных властей, госкорпорации и цивилизованных игроков рынка важнее создавать конкурентный, технологический продукт с высокой добавленной стоимостью, востребованный на мировом уровне, а не поддерживать простые и не совсем чистые операции по перепродаже янтаря. Эта ключевая задача и отражена в стратегии развития янтарной отрасли до 2025 года.

Для этого в 2016 году и была принята торгово-сбытовая политика АО «Калининградский янтарный комбинат», заработали механизмы по сбыту янтаря для производителей, начала работу Санкт-Петербургская сырьевая биржа.

Для объединенных в янтарный кластер производителей появление первого оптового контракта означает, что определенная их часть достигла высокого уровня развития, готова к ведению легального бизнеса и несет ответственность за будущее отрасли наравне с государством и госкорпорацией «Ростех».

Прежде чем нам присвоили статус промышленного кластера на федеральном уровне, мы прошли многосторонний аудит и оценку, запустили инвестиционные программы и приступили к модернизации предприятий. Сегодня цивилизованная часть отрасли — кластер, и его ключевые игроки — это динамичная машина, работающая с определенным уровнем устойчивости и эффективности.

В нашем объединении действует определенный этический кодекс, мы оставили элементы саморегулирования в собственной деятельности. Важно выйти на единый стандарт продукта и совместной работы. Без такой консолидации наши компании просто сметут с рынков и уже отвоеванных ниш мировые конкуренты, имеющие больший ресурс и возможности, сильно выросшие и окрепшие за последние десятилетия.

— Каково качество отгружаемого камня?

— Безусловно, многие участники закупки переживали. Мы провели опрос по результатам поставок первой партии и выяснили, что сырье хорошего качества и с ним можно организовывать производство. Это результат большой работы, проделанной на комбинате, где внедрена трехуровневая система контроля качества, и, теперь мы сможем сделать гораздо больше в части исполнения основных показателей развития.

— Как еще можно приобрести янтарь?

— Согласно механизму торгово-сбытовой политики, действуют три канала сбыта: биржа и электронные торги, открытые аукционы и прямые контракты.

АО «Калининградский янтарный комбинат» в течение года проводит не менее 1–3 аукционов в квартал. Извещение об аукционе размещается на сайте комбината за 30 календарных дней до его начала. Торги проводятся по различным фракциям янтаря и составам лотов. Участие в открытом аукционе принимают только резиденты РФ: крупный, малый бизнес, переработчики, художники и ремесленники, специализирующиеся на янтарных изделиях.

Приобретение янтаря-сырца возможно через АО «Биржа «Санкт-Петербург». Воспользоваться этим инструментом могут как отечественные, так и иностранные компании. И он работает каждый день.

— Где расположена мировая столица янтаря?

— В современном экономическом и технологическом мировом устройстве наличие сырьевых запасов не является определяющим фактором глобальной конкурентоспособности. Несмотря на то что более 90% мировых запасов янтаря сосредоточено в Калининградской области, конечная прибыль остается у мировых компаний и корпораций, способных создавать добавленную стоимость за счет создания нематериальных активов (бренда, дизайна, моды), глубокой переработки сырья и повышения качества и уровня производственных технологий.

Поэтому, где самый продвинутый крутой дизайн, школа и традиция, где наибольшая добавленная стоимость, где развитые предприятия и технологии, высокий уровень кооперационной и производственной культуры — там и столица. Условно столица там, где задаются и диктуются тенденции для всего мира в отрасли. Чтобы сформировать такой задел, необходимы время, усилия и условия. Но утверждать, что время упущено и что мы ничего не сможем сделать в этом направлении — это манипуляции.

Продвижению янтарного бренда России способствуют мероприятия международного уровня. Стоит учитывать, что только на проведение Международного экономического форума янтарной отрасли — Amberforum, — который начиная с 2016 года ежегодно проходит в регионе, за последние пять лет комбинат направил 129 млн рублей. Огромную помощь в проведении масштабного мероприятия оказывает госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Викторовичем Чемезовым. С 2016 года госкорпорация оказала финансовую поддержку Amberforum на общую сумму 80 млн рублей.

Этот форум стал самым ярким и масштабным отраслевым событием в Калининградской области и позволил создать мировой центр янтарной индустрии в самом западном регионе нашей страны. Каждый год Amberforum собирает около 5 тысяч непосредственных участников и гостей. При этом для представителей отрасли участие в выставке-продаже янтарной продукции AmberExpo, проходящей в рамках форума, на протяжении всех этих лет было абсолютно бесплатным, в то время как на других международных выставках цена за экспонирование может достигать миллиона рублей и выше.

Популяризации янтаря также способствовало ежегодное проведение «Янтарной недели» с 2017 года по настоящее время, организованной кластером янтарной промышленности Калининградской области при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации во главе с Денисом Валентиновичем Мантуровым. Все члены янтарного кластера принимали в этом мероприятии участие.

Только на популяризацию янтаря в СМИ c 2016 года комбинатом было потрачено 18 млн рублей. Активная рекламно-информационная работа способствует поступательному росту интереса к балтийскому самоцвету как в России, так и за рубежом. За последние годы Янтарный комбинат посетили журналисты целого ряда иностранных государств, в том числе Вьетнама, Катара, Франции. Огромную роль в популяризации янтаря сыграла поддержка госкорпорации «Ростех» и Янтарного комбината при создании многосерийного телевизионного фильма «Желтый глаз тигра», посвященного теме добычи и переработки янтаря в прошлые десятилетия.

Янтарный комбинат активно занимается развитием промышленного туризма. В 2017 году, к 70-летию предприятия, был создан выставочный зал «Янтарная палата» и модернизирована смотровая площадка Приморского карьера. Популярность объектов туристического показа комбината, доступных для широкой публики, растет с каждым годом. Так, если в год открытия туристические объекты предприятия посетили 40 тысяч человек, то за 10 месяцев 2021 года количество туристов превысило 160 тысяч человек.

Комбинат продолжает работу по развитию инфраструктуры промышленного туризма. В 2021 году состоялось открытие двух объектов: выставочного зала «Янтарная галерея» в Москве и второго зала «Янтарной палаты» в поселке Янтарном Калининградской области. На туристических объектах предприятия десятки тысяч человек знакомятся с историей добычи янтаря, его удивительными свойствами, с эксклюзивной и массовой продукцией, выпускавшейся на предприятии с 1950-х годов.

Важный кластерный проект — создание центра коллективного пользования янтарной отрасли на башне «Врангель». Члены янтарного кластера уже вложили в приведение в порядок памятника федерального значения около 5 млн рублей, правительство Калининградской области выделило 150 млн на проведение работ по реконструкции.

Все эти меры способствуют повышению интереса и росту популярности янтаря и янтарной продукции, создают прочную основу для увеличения объемов производства янтарной продукции и процветания янтарной отрасли России.

— Как сегодня устроена отрасль?

— На конец 2020 года в отрасли действовало 166 организаций — 114 производственных (обрабатывающих) предприятий и 52 торговых. Стоит отметить, что чистых торговцев и чистых производителей также нет. Перерабатывающие операции осуществляют и торговцы, и производственники.

Табл. 1 «Численность предприятий переработки янтарной отрасли на 2020 г.»
Табл. 1 «Численность предприятий переработки янтарной отрасли на 2020 г.»

Табл. 2 «Численность предприятий торговли янтарной отрасли на 2020 г.»
Табл. 2 «Численность предприятий торговли янтарной отрасли на 2020 г.»

В перспективе численность компаний будет только расти, потому что сегодня созданы системные фундаментальные условия для развития отрасли.

Сейчас самое главное — организовать слаженную продуктивную работу, любые манипуляции и деструктивные действия для отрасли, стремящейся к цивилизованным нормам ведения бизнеса, недопустимы. Комбинат и Кластер сейчас работают в постоянном, тесном сотрудничестве, что позволит реализовать главные задачи стратегии развития янтарной отрасли и выполнить поручения Президента РФ Владимира Путина.

Компетенция Карбоновая мечта: как бизнес региона может заработать на углепластике
Содержание
Закрыть