Согласно условиям контракта, АО «Калининградский янтарный комбинат» планирует поставить предприятиям Ассоциации янтарного кластера 25 тонн янтаря. Это сырье будет полностью переработано в готовую продукцию на территории Калининградской области. Объемы поставок пока скромные, но полностью отражают текущие потребности производств кластера в янтарном сырье до конца 2021 года. Так в интервью РБК Калининград прокомментировал уникальное событие руководитель кластерного объединения Антон Федосов.
Он привел статистику: с 2018 года по 2021 год Янтарный комбинат выставил на открытых аукционах 259 тонн для разных категорий покупателей, но востребовано оказалось по различным причинам только 20% от этого объема, или в среднем около 12 тонн в год.
«Уже в 2022 году планируется увеличение объемов отгрузок. Сейчас мы обсуждаем и отрабатываем цифры в 50 тонн ежегодно. Это результат консолидации и совместной работы», — говорит директор кластера янтарной промышленности.
По его словам, цель стратегии развития отрасли — к 2025 году перерабатывать на территории Калининградской области 70% добываемого сырья.
— Что мешало сделать этот шаг ранее?
— К этому событию мы готовились почти шесть лет. Янтарная отрасль — сложная, имеет свою историю и специфику. А сам янтарь как сырец можно отнести к высоковолатильному товару, цена на который меняется в зависимости от рыночной конъюнктуры и различного рода спекуляций.
Многие эксперты янтарной отрасли обожают бросаться цифрами, подтверждения которым, как правило, найти очень сложно. Зачастую можно услышать, что у нас был бум производства и работали десятки тысяч человек, предприятий было более 300 или, наоборот, отрасль загибалась и работало всего 30 компаний. В таком разбросе цифр и данных человеку несведущему очень трудно разобраться, что же на самом деле происходило в отрасли и с какими проблемами сталкивались ее участники.
В первую очередь стоит отметить, что до 2017 года статистического и иного инструмента подлинной оценки действующих производств у нас не существовало. Отрасль не имела своего ОКВЭД, а янтарщиков «смешивали» с ювелирами, ремесленниками и торговцами. Никто не мог понять, чем предприятие или компания заняты на самом деле. Либо есть производство, платятся налоги, работают люди, происходит акт переработки и появляется добавленная стоимость, которая остается на территории Калининградской области, либо это торговая фирма, которая не перерабатывает ничего, не приобретает сырья официально и только перепродает янтарь в разные части света.
Очевидно, что для государства, региональных властей, госкорпорации и цивилизованных игроков рынка важнее создавать конкурентный, технологический продукт с высокой добавленной стоимостью, востребованный на мировом уровне, а не поддерживать простые и не совсем чистые операции по перепродаже янтаря. Эта ключевая задача и отражена в стратегии развития янтарной отрасли до 2025 года.
Для этого в 2016 году и была принята торгово-сбытовая политика АО «Калининградский янтарный комбинат», заработали механизмы по сбыту янтаря для производителей, начала работу Санкт-Петербургская сырьевая биржа.
Для объединенных в янтарный кластер производителей появление первого оптового контракта означает, что определенная их часть достигла высокого уровня развития, готова к ведению легального бизнеса и несет ответственность за будущее отрасли наравне с государством и госкорпорацией «Ростех».
Прежде чем нам присвоили статус промышленного кластера на федеральном уровне, мы прошли многосторонний аудит и оценку, запустили инвестиционные программы и приступили к модернизации предприятий. Сегодня цивилизованная часть отрасли — кластер, и его ключевые игроки — это динамичная машина, работающая с определенным уровнем устойчивости и эффективности.
В нашем объединении действует определенный этический кодекс, мы оставили элементы саморегулирования в собственной деятельности. Важно выйти на единый стандарт продукта и совместной работы. Без такой консолидации наши компании просто сметут с рынков и уже отвоеванных ниш мировые конкуренты, имеющие больший ресурс и возможности, сильно выросшие и окрепшие за последние десятилетия.
— Каково качество отгружаемого камня?
— Безусловно, многие участники закупки переживали. Мы провели опрос по результатам поставок первой партии и выяснили, что сырье хорошего качества и с ним можно организовывать производство. Это результат большой работы, проделанной на комбинате, где внедрена трехуровневая система контроля качества, и, теперь мы сможем сделать гораздо больше в части исполнения основных показателей развития.
— Как еще можно приобрести янтарь?
— Согласно механизму торгово-сбытовой политики, действуют три канала сбыта: биржа и электронные торги, открытые аукционы и прямые контракты.
АО «Калининградский янтарный комбинат» в течение года проводит не менее 1–3 аукционов в квартал. Извещение об аукционе размещается на сайте комбината за 30 календарных дней до его начала. Торги проводятся по различным фракциям янтаря и составам лотов. Участие в открытом аукционе принимают только резиденты РФ: крупный, малый бизнес, переработчики, художники и ремесленники, специализирующиеся на янтарных изделиях.
Приобретение янтаря-сырца возможно через АО «Биржа «Санкт-Петербург». Воспользоваться этим инструментом могут как отечественные, так и иностранные компании. И он работает каждый день.
— Где расположена мировая столица янтаря?
— В современном экономическом и технологическом мировом устройстве наличие сырьевых запасов не является определяющим фактором глобальной конкурентоспособности. Несмотря на то что более 90% мировых запасов янтаря сосредоточено в Калининградской области, конечная прибыль остается у мировых компаний и корпораций, способных создавать добавленную стоимость за счет создания нематериальных активов (бренда, дизайна, моды), глубокой переработки сырья и повышения качества и уровня производственных технологий.
Поэтому, где самый продвинутый крутой дизайн, школа и традиция, где наибольшая добавленная стоимость, где развитые предприятия и технологии, высокий уровень кооперационной и производственной культуры — там и столица. Условно столица там, где задаются и диктуются тенденции для всего мира в отрасли. Чтобы сформировать такой задел, необходимы время, усилия и условия. Но утверждать, что время упущено и что мы ничего не сможем сделать в этом направлении — это манипуляции.
Продвижению янтарного бренда России способствуют мероприятия международного уровня. Стоит учитывать, что только на проведение Международного экономического форума янтарной отрасли — Amberforum, — который начиная с 2016 года ежегодно проходит в регионе, за последние пять лет комбинат направил 129 млн рублей. Огромную помощь в проведении масштабного мероприятия оказывает госкорпорация «Ростех», возглавляемая Сергеем Викторовичем Чемезовым. С 2016 года госкорпорация оказала финансовую поддержку Amberforum на общую сумму 80 млн рублей.
Этот форум стал самым ярким и масштабным отраслевым событием в Калининградской области и позволил создать мировой центр янтарной индустрии в самом западном регионе нашей страны. Каждый год Amberforum собирает около 5 тысяч непосредственных участников и гостей. При этом для представителей отрасли участие в выставке-продаже янтарной продукции AmberExpo, проходящей в рамках форума, на протяжении всех этих лет было абсолютно бесплатным, в то время как на других международных выставках цена за экспонирование может достигать миллиона рублей и выше.
Популяризации янтаря также способствовало ежегодное проведение «Янтарной недели» с 2017 года по настоящее время, организованной кластером янтарной промышленности Калининградской области при поддержке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации во главе с Денисом Валентиновичем Мантуровым. Все члены янтарного кластера принимали в этом мероприятии участие.
Только на популяризацию янтаря в СМИ c 2016 года комбинатом было потрачено 18 млн рублей. Активная рекламно-информационная работа способствует поступательному росту интереса к балтийскому самоцвету как в России, так и за рубежом. За последние годы Янтарный комбинат посетили журналисты целого ряда иностранных государств, в том числе Вьетнама, Катара, Франции. Огромную роль в популяризации янтаря сыграла поддержка госкорпорации «Ростех» и Янтарного комбината при создании многосерийного телевизионного фильма «Желтый глаз тигра», посвященного теме добычи и переработки янтаря в прошлые десятилетия.
Янтарный комбинат активно занимается развитием промышленного туризма. В 2017 году, к 70-летию предприятия, был создан выставочный зал «Янтарная палата» и модернизирована смотровая площадка Приморского карьера. Популярность объектов туристического показа комбината, доступных для широкой публики, растет с каждым годом. Так, если в год открытия туристические объекты предприятия посетили 40 тысяч человек, то за 10 месяцев 2021 года количество туристов превысило 160 тысяч человек.
Комбинат продолжает работу по развитию инфраструктуры промышленного туризма. В 2021 году состоялось открытие двух объектов: выставочного зала «Янтарная галерея» в Москве и второго зала «Янтарной палаты» в поселке Янтарном Калининградской области. На туристических объектах предприятия десятки тысяч человек знакомятся с историей добычи янтаря, его удивительными свойствами, с эксклюзивной и массовой продукцией, выпускавшейся на предприятии с 1950-х годов.
Важный кластерный проект — создание центра коллективного пользования янтарной отрасли на башне «Врангель». Члены янтарного кластера уже вложили в приведение в порядок памятника федерального значения около 5 млн рублей, правительство Калининградской области выделило 150 млн на проведение работ по реконструкции.
Все эти меры способствуют повышению интереса и росту популярности янтаря и янтарной продукции, создают прочную основу для увеличения объемов производства янтарной продукции и процветания янтарной отрасли России.
— Как сегодня устроена отрасль?
— На конец 2020 года в отрасли действовало 166 организаций — 114 производственных (обрабатывающих) предприятий и 52 торговых. Стоит отметить, что чистых торговцев и чистых производителей также нет. Перерабатывающие операции осуществляют и торговцы, и производственники.
В перспективе численность компаний будет только расти, потому что сегодня созданы системные фундаментальные условия для развития отрасли.
Сейчас самое главное — организовать слаженную продуктивную работу, любые манипуляции и деструктивные действия для отрасли, стремящейся к цивилизованным нормам ведения бизнеса, недопустимы. Комбинат и Кластер сейчас работают в постоянном, тесном сотрудничестве, что позволит реализовать главные задачи стратегии развития янтарной отрасли и выполнить поручения Президента РФ Владимира Путина.