Генеральным партнером встречи стал фонд «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области».
Выход на глобальный рынок
За столом БФУ им. И. Канта шла речь о выходе локального бренда на глобальный рынок, а также о создании и продвижении франшизы. Участники пришли к выводу, что основой любого успешного бизнеса является личность, которая за ним стоит.
«Важно учитывать эту личность, яркую, драйвовую, которая любит свою продукцию. И тогда каким-то образом все обстоятельства, связанные с государством, взаимодействием с ним, с контрольно-надзорными органами, отсутствием нормативно-правовой базы отходят на второй план и все получается», — отметила доцент БФУ им. И. Канта, создатель Kraus Lab Ольга Ковбасюк.
Предприниматели также предложили создать свой собственный единый бренд «Сделано в Калининграде», который будет ассоциироваться с Калининградской областью. По их мнению, его можно «делегировать» в другие регионы, что поможет получать пассивный доход в виде процента от использования бренда другими производителями.
По словам ментора, для реализации продукции на мировом рынке необходимо решить проблемы с логистикой и выходить на различные электронные площадки. При создании франшизы она посоветовала обращать внимание на контент в СМИ, реферальный маркетинг и учитывать тренды.
Ольга Ковбасюк обратила внимание на то, что местным бизнесменам зачастую не хватает ресурсов. «Калининградской области необходим центр, который мог бы помочь с образованием профессионалов в маркетинге и производстве», — резюмировала ментор.
Ассимиляция вкусов
Своим мнением о том, какие преимущества и недостатки возникают при развитии локального бизнеса, предприниматели делились за столом ООО «Первый Хлебозавод». Однако начальник отдела по маркетингу и продажам ООО «Первый Хлебозавод» и ментор Денис Налетов решил сосредоточиться на плюсах региона. Объединив мнение участников, он отметил, что перспективным направлением для Калининградской области является гастротуризм.
«Туризм и гастрономия, особенности местной кухни. Этот постулат перетекает в ассимиляцию вкусов, которые я тоже поймал. Многие из нас бывают в соседних странах, привносят в наши продукты другие вкусы. И туристы из России эти вкусы открывают для себя заново, считают, что наш продукт уникальный, интересный», — рассказал Денис Налетов.
В том числе участники дискуссии пришли к выводу, что хорошая экологическая обстановка в области работает на идею производства здорового питания. Среди положительных особенностей региона также была названа возможность импорта идей и технологий из европейских стран. Денис Налетов подчеркнул, что полученный на мероприятии отклик от бизнеса будет донесен до губернатора Калининградской области Антона Алиханова.
Присутствие конкурентов
О том, как сделать бренд региональным, поговорили за столом, ментором которого стал операционный директор питомника декоративных растений «Калинково» Дмитрий Шпитальный.
«Если мы хотим, чтобы наш продукт, наш бренд, который мы с вами пытаемся продвинуть, стал действительно региональным и его ассоциировали непосредственно с нашей областью, то необходима всевозможная помощь со стороны государства», — сказал Шпитальный.
Основным препятствием к выходу на глобальный рынок для предпринимателей является присутствие в регионе большого числа конкурентов как среди калининградских компаний, так и из числа крупных игроков из большой России. По этой причине местным производителям гораздо проще развиваться в Европе. «Для того чтобы стать действительно региональным брендом и ассоциироваться с Калининградской областью, необходимо решить проблему с ресурсами. Не только с поставщиками услуг, сырья и упаковки, а именно со специалистами по маркетингу. Если у нас будут хорошие маркетологи, то практически любой продукт можно будет вывести на глобальный рынок», — подытожил операционный директор «Калинково».
Проводники философии
Отдельной темой для обсуждения стали сценарии развития бизнеса под локальными брендами. В качестве негативных сценариев предприниматели назвали уход в масс-маркет и, соответственно, ухудшение качества, а также вывоз производства в Российскую Федерацию. При этом среди сильных сторон были перечислены нацеленность калининградских производителей на качество, креатив, уникальные продукты, возможность экспорта, условия особой экономической зоны.
Еще одним плюсом, по мнению участников, является развитие в Калининградской области туризма. «Каждый турист — это проводник вашей философии и традиции. Соответственно, ваш продавец. Как вы будете работать с клиентом, так он дальше понесет все это туда, откуда он приехал», — отметил ментор и директор ООО «Поматти» Михаил Попов.
Участники считают, что развитию их бизнеса может помочь открытие в Московском регионе логистического центра 3PL. Предприниматели выразили готовность финансово поучаствовать в реализации этого проекта.
Хороший потенциал
В процессе дискуссии за столом, темой которого являлся экспорт продукции калининградских компаний в другие регионы России и за границу, глава Центра поддержки предпринимательства области Кирилл Лило попытался выявить потенциальные и действующие точки роста для бизнеса. Предприниматели утверждают, что перспективой к развитию на мировом рынке обладает ряд отраслей. В их числе — сельское хозяйство, которое на сегодняшний день уже пользуется всесторонней господдержкой. Однако серьезной проблемой является отсутствие инфраструктуры хранения, которая позволила бы обеспечить бесперебойные поставки продукции.
Отметили участники «Бизнес-Штурма» и потенциал производства готовой продукции из импортных комплектующих. «Это вещь достаточно очевидная для многих, поскольку у нас в регионе действует особая таможенная зона и мы можем ввозить комплектующие, не уплачивая таможенные пошлины. Как минимум эта экономия уже является конкурентным преимуществом калининградского бизнеса», — пояснил Кирилл Лило.
В том числе предприниматели обратили внимание на возможности экспорта новых технологий. «У нас есть очень позитивные показательные примеры в разработке технологий, нового продукта в Калининграде и начала его движения за пределы области. Но они сталкиваются с тем, что не имеют возможности быть включенными в проекты при государственном заказе, строительстве зданий и сооружений или дорог. Потому что их еще нет в описании и в ГОСТах», — подчеркнул ментор.
Бизнесмены также пришли к выводу, что потенциалом к развитию на рынках за пределами Калининградской области обладают креативная индустрия, услуги и интеллектуальная собственность, в том числе IT-услуги и IT-технологии.
«Другая» продукция
По словам президента Балтийского делового клуба Александра Иванова, идея зонтичного бренда «Сделано в Калининграде» витает в воздухе достаточно давно. «Уже создана рабочая группа под руководством губернатора, разрабатывается техническое задание для формирования бренда «Сделано в Калининграде». При содействии фонда «Центр поддержки предпринимательства» проводятся маркетинговые исследования, которые помогут нам найти уникальность продукции, выпущенной в регионе», — сказал он.
Александр Иванов отметил, что в первую очередь калининградским производителям стоит ориентироваться на российский рынок: «На зарубежном рынке, поверьте, все достаточно тесно, и туда можно зайти только с уникальным продуктом. Российский рынок, несмотря на его занятость крупными компаниями, еще свободен».
Предпринимателям из Калининградской области необходимо научиться правильно позиционировать свой товар, считает глава Балтийского делового клуба. «Мы правда имеем возможность производить здесь «другую» продукцию. И как только мы в это поверим и начнем правильно об этом говорить, то сможем ее продвинуть», — заключил он.
«Бизнес-Штурм» позволил предпринимателям за короткий промежуток времени обменяться идеями, которые они смогут в дальнейшем применить для развития своего дела. Кроме того, на встрече некоторые участники завели новые полезные деловые знакомства и нашли единомышленников, с которыми планируют начать сотрудничество и реализовывать новые интересные и перспективные проекты.