Страхи бизнеса
Чтобы открыть свое дело, необходимо преодолеть ряд страхов, которые останавливают часть калининградцев от того, чтобы стать предпринимателями. Опасения можно разделить на две категории: внешние и внутренние, отметил президент Ассоциации калининградских мебельщиков Михаил Майстер, курировавший эту часть обсуждения.
«Это связано с государством, конкурентной борьбой, поведением силовых ведомств», — отметил эксперт. Участники предложили ряд решений для этих проблем. Например, ввести для начинающих предпринимателей, работающих с определенными оборотами средств, гарантии отсутствия отрицательных результатов.
Решить внешние проблемы может также создание уникального для рынка продукта, работа с отечественными производителями, снижение уровня обязательств, освобождение от налогов в первые три года работы бизнеса, дополнительное разъяснение мер господдержки начинающим предпринимателям, зачитал из своего блокнота Михаил Майстер. «Было предложено еще несколько интересных вариантов. Например, государство должно уйти с рынка лицензирования», — рассказал глава Ассоциации мебельщиков региона.
Самый большой блок в дискуссии был посвящен внутренним страхам. Их разделили на три группы: интеллектуальный блок, коммуникативный и мотивационно-волевой блок. «В первом блоке страхи можно преодолевать, развивая знания о бизнесе, тактике и стратегии ведения своего дела, активизируя интуицию», — озвучил решения Михаил Майстер. Со вторым блоком может помочь освоение навыков ведения переговоров, создания и организации своей команды, прокачка IQ и коммуникативных навыков.
«В мотивационно-волевом блоке на одном полюсе находится жажда успеха, а на другом — страх неудачи. Все предложения находились на этой оси. У участников практически все ответы сместились в сторону жажды успеха. Кстати, я посмотрел статистику. Те, кто больше жаждет удачи, обычно склонны к среднему или невысокому уровню риска при принятии решений. Выходит, что чем больше предприниматель жаждет успеха, тем на меньший риск он готов пойти», — заключил Майстер.
Льготы и субсидии
Ощутимую помощь бизнесу, в первую очередь финансовую, оказывают в Центре поддержки предпринимателей региона. Там компании могут подать заявки на получение льготных займов. «К сожалению, большое количество предпринимателей сегодня не знает о том, что существует льготное кредитование. Не знает, куда обратиться за льготными займами, субсидиями», — признал глава фонда «Центр поддержки предпринимательства» Кирилл Лило.
«Например, сегодня прозвучала идея о том, что было бы замечательно давать бизнесу займы под 1%. Но этого не существует. А такая программа есть. И мы ее реализуем», — подчеркнул Лило.
На данный момент в региональном Центре поддержки есть единое окно для всех мер помощи бизнесу, которые работают в стране. От государственных мер поддержки до программ частных фондов. «Работает целое подразделение, которое помогает оформлять заявки и сопровождает их. Все это доступно на Уральской, 18», — добавил Кирилл Лило.
В центре представлен также и мощный образовательный блок для бизнесменов и тех, кто намерен открыть свое дело. В ближайшее время курс лекций и семинаров планируют расширить. Например, включить в программу занятия по прокачке навыков ведения переговоров и найма персонала. Кроме того, увеличили время проведения тренингов — встречи стали проходить не только в будни, но и в выходные дни, поделился нововведениями директор областного Центра поддержки.
Малый и крупный бизнес. Взаимодействие и конкуренция
Для активизации малого и крупного бизнеса следовало бы создать общие условия для работы предпринимателей вне зависимости от их оборотов. Компенсировать таможенные сборы и транзитные затраты, а также стимулировать инвестиции льготами. Такие мысли были озвучены за столом советника губернатора области по инвестициям, основателя индустриального парка «Экобалтик» и совладельца бренда «Мирамистин» Андрея Горохова.
«Была высказана идея преференций крупному бизнесу, если большое предприятие размещает заказы для малого бизнеса. Говорили о необходимости уравнивания условий ведения бизнеса в Калининградской области и во всей России, развитии инфраструктуры как инвестпроекта», — сообщил предприниматель. По мнению Андрея Горохова, за счет государства создать такие преференции сложно. «Частный капитал пойдет туда, где будет доверие. Бизнес будет уверен, что с деньгами ничего не произойдет и правила игры будут известны», — акцентировал внимание бизнесмен.
Он привел в пример стимуляцию производителей компенсациями из налоговых выплат (по примеру ФРГ). «Калининградской области нужна особая льгота. Не надо денег. Надо просто дать дышать, освободить от проверок. В том числе обсуждалась отмена внутреннего НДС. Эта мера позволит вывести все «упрощенки» на свет», — считает Андрей Горохов. Эти меры позволят интегрировать малый и средний бизнес региона в промышленность России, уверен эксперт.
Пути и стратегии
Три глобальных пункта в развитии компании выделили за столом руководителя отделения Российского экспортного центра в Калининграде Александра Пряхина. Первый из них — образование. «Есть проблема у малого и среднего бизнеса. Он не занимается самообразованием. Хотя есть очень много бесплатных курсов в Центре поддержки предпринимательства области», — заметил Пряхин. Отсюда следует проблема кадрового потенциала. Например, в IT-сфере вузы ощутимо отстают в подготовке сотрудников. Поэтому компаниям надо сотрудничать с вузами и образовательными организациями по вопросу подготовки квалифицированных кадров.
Была высказана и проблема недостаточности преференций для малого бизнеса. «На него регуляторика очень сильно влияет», — пояснил глава калининградского РЭЦ. Актуален для региона вопрос свободного перемещения товаров через границу. «Было бы здорово локализовывать производства в Калининградской области. Затем товары можно направлять на экспорт. Мы поможем», — пообещал Александр Пряхин.
Выигрышной стратегией, по мнению участников, может стать развитие локального бренда. «Иногда мешает некая зашоренность: можно сразу смотреть в сторону минимума для российского рынка и увеличения доли экспорта», — предположил специалист.
В регионе помочь в этом могут интернет-продажи через международные маркетплейсы, где пока слабо представлены калининградские производители. «Нас там нет, никто не знает. А вот литовская компания на сотни тысяч долларов продает янтарь. Они внедрили стратегию, на которую подсели американцы: надевать на ребенка бусы из необработанного янтаря, чтобы облегчить прорезывание зубов», — рассказал о тактике соседей Пряхин, посетовав, что в регионе существует множество качественных продуктов, которые пока не выходят на интернет-продажи.
Перспективные отрасли
Эксперты и участники выделили и ряд отраслей, в которых имеется большой потенциал для развития малого и среднего бизнеса в регионе. Модерировал эту часть дискуссии гендиректор ООО «КБС Групп» Марат Мусин. Первое направление — малые формы сельхозпроизводства и переработки. Для них имеются существенные методы поддержки. «Были названы такие идеи, как переработка пахты, аквакультура, создание собственной медовухи», — назвал идеи модератор.
Не обошли вниманием и региональные бренды: обработку янтаря, производство марципанов. Среди новых идей также запуск проката самокатов, открытие экоотелей, производство нишевых марок одежды и индивидуальный пошив, ремесленные поселки и туризм. Интересны для областного рынка образовательная сфера, отрасли обучения и досуга детей. По умолчанию перспективны в Калининграде и других городах сферы услуг, IT. Остаются свободные ниши в общепите и развлекательной отрасли, перечислил бизнесмен.
В целом региональный малый и средний бизнес находится в тонусе и готов к изменениям и инновациям, которые будут способствовать развитию предпринимательства, считают эксперты. Однако, часто необходимую информацию до тех, кто ведет свое дело, необходимо доносить едва ли не адресно, признал Кирилл Лило. При этом существующие меры поддержки уже дают плоды. Так, 14 компаний региона, вышедших на онлайн-торговлю, смогли заработать около 10 млн рублей на продаже своих товаров, привел пример глава Фонда поддержки предпринимателей региона. Эти цифры планируется увеличивать. Также как и продвижение каининградского бизнеса по другим направлениям.