«Бизнес Штурм» о развитии автомобильной отрасли в Калининграде
Материалы выпуска
«Бизнес Штурм» о развитии автомобильной отрасли в Калининграде Инструменты Переход на проектное финансирование: что нужно знать застройщику? Инструменты Комплексная застройка и введение «цифры»: развитие строительной отрасли Инструменты Найти и удержать: калининградский бизнес — поиск и обучение сотрудников Компетенция Перспективы малого и среднего бизнеса Калининградской области Инструменты Калининградские бизнесмены рассказали, как заинтересовать инвесторов Компетенция Кирилл Лило рассказал о поддержке предпринимателей области Инструменты Региональный бренд и мировые рынки: в Калининграде прошел «Бизнес-Штурм» Рынок Быть трендсеттером — это ответственность перед клиентом Компетенция Новая нефть и оптимизация: как прошёл первый в Калининграде Бизнес-Штурм Инструменты
Инструменты Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

«Бизнес Штурм» о развитии автомобильной отрасли в Калининграде

Автомобильная отрасль давно стала одной из основ экономики Калининградской области.

И речь не только о производстве, обеспечивающем тысячи рабочих мест и занимающем значительную долю экспорта региона, но и о смежных отраслях: продаже транспорта, его обслуживании и страховании и, что немаловажно, об образовании. Как взаимосвязаны эти сферы, по каким путям они могут расширяться и помогать при этом развитию региона, обсуждали участники «Бизнес Штурма».

Вице-президент «Автотор Холдинг» по локализации Дмитрий Чемакин подчеркнул, что калининградский автопром — это по-прежнему одна из основных точек роста промышленного потенциала региона.

«За 25 лет работы в Калининградской области «Автотор» не только стал крупнейшим предприятием и крупнейшим работодателем, но и обеспечил развитие более чем 300 калининградских компаний, которые на постоянной основе поставляют различные товары и услуги автопроизводителю. «Автотор» — это, пожалуй, один из важнейших факторов социально-экономической стабильности региона», — отметил Дмитрий Александрович.

Цифры и факты говорят сами за себя. Доля загрузки калининградских портов заказами автомобилестроительного предприятия составляет 70 процентов. Доля вагонооборота Калининградской железной дороги превышает 52 процента. Всего «Автотор» обеспечивает работой свыше двух тысяч человек, занятых в транспортно-логистическом комплексе региона. В общем на каждого работника автомобильного производства (а на заводе «Автотор» сейчас около 4 тысяч сотрудников) приходится 8–10 занятых в смежных отраслях. Таким образом, всего «Автотор» прямо или косвенно обеспечивает занятость более 30 тысяч калининградцев.

Доля «Автотора» в общем объеме товарной продукции, которая производится в области, на протяжении нескольких последних лет стабильно превышает 50 процентов. Предприятие обеспечивает 50 процентов всех налогов, собираемых на территории области. Иначе говоря, один «Автотор» — это половина промышленного производства всей Калининградской области.

Дмитрий Чемакин (Фото: Александр Подгорчук)

Дмитрий Чемакин сообщил, что принял участие в проекте в первую очередь в связи с конкретными практическими задачами. По его словам, «Автотор» как неотъемлемая часть экономики Калининградской области и один из крупнейших автопроизводителей в стране сегодня стоит перед новыми вызовами, новыми задачами и возможностями.

«Развитие региона и компании возможно только в кооперации и тесном взаимодействии с предприятиями и организациями региона, — отметил вице-президент «Автотора». — Для этого нужны новые, объединяющие региональный бизнес концепции и подходы. И «Бизнес Штурм» как раз явился такой неплохой импровизационной площадкой, на которой эксперты предлагают свои идеи, которые могут перерасти в реальные проекты. И не только для «Автотора», но и для региональной власти. Мне, например, импонирует проект по переработке в регионе подержанной техники и промышленных отходов. Один из экспертов затронул ранее обсуждаемый вопрос о создании «региональной транспортно-логистической компании», учитывая долю «Автотора» в загрузке транспортных мощностей области. Подчеркну, что это пока мнения экспертов, а не бизнес-проекты. Но эксперты — это прежде всего представители реального бизнеса, и ряд более специализированных предложений мы возьмем в собственную разработку».

По мнению Дмитрия Чемакина, очевидная перспектива есть и у мнений о развитии направления по использованию газомоторного топлива. «Автотор» уже выпускает коммерческие автомобили с газомоторными двигателями, но развитию проектов препятствуют инфраструктурные ограничения, с которыми сталкивается покупатель при заправке и обслуживании техники», — отметил он.

Еще одно перспективное, по мнению представителя «Автотора», предложение, озвученное в рамках «Бизнес Штурма», касалось развития профессионального образования в отрасли и целевой подготовки кадров.

«Весьма, на мой взгляд, актуальная идея, высказанная одним из экспертов, по созданию в Калининградской области федерального центра по освоению промышленных компетенций, прежде всего в области машиностроения, — подчеркнул Чемакин. — «Автотор» уже давно сотрудничает с вузами и среднетехническими учебными заведениями региона, где ведется подготовка и переобучение кадров для предприятия. На заводе образован инжиниринговый центр, перед которым поставлены серьезные задачи. Думаю, что, если к нам присоединятся крупные промышленные предприятия региона, это будет хорошим заказом для БФУ им. Канта на программы подготовки кадров для всей машиностроительной промышленности страны и прежде всего региона. Сейчас такая подготовка осуществляется в десятках вузов. Условия для практики, стажировки и взаимодействия с новейшими отраслевыми технологиями и решениями мы сможем обеспечить на месте».

В числе других интересных идей, обсужденных участниками, вице-президент «Автотора» выделил предложения по организации совместно с другими предприятиями Калининградского музея истории и техники, развитие IT-проектов в сфере автомобилестроения — направление развития от «умного дома» к «умному автомобилю» уже реальность.

«Автотор» открыт для сотрудничества, мы готовы взаимодействовать с малым и средним бизнесом региона, развивать партнерские связи в самых разных направлениях. Главное — чтобы эти проекты были экономически эффективными как партнерам, так и региону и, конечно, отвечающими высочайшим стандартам качества, которых на протяжении многих лет придерживается «Автотор», — подчеркнул Дмитрий Чемакин.

Кадров много, но кадров нет

О важности подготовки квалифицированных кадров для отрасли рассказала заместитель директора центра карьеры БФУ им. И. Канта Валентина Захарова. «Главный тезис всех бесед — кадров много, но их нет». Специалист отметила, что сейчас региону не хватает инженеров, механиков, специалистов прикладных специальностей. Дефицит сотрудников и в других сферах — компании говорят о недостаче управленцев в автосфере, специалистов по работе с клиентами, менеджеров по продажам.

Валентина Захарова (Фото: Александр Подгорчук)

«Мы переходим к тезису о том, что теория на данный момент не соответствует практике. У молодых специалистов не хватает знаний в теории, а практика не соответствует потребностям компании», — привела данные представитель БФУ. Захарова отметила, что часто практика на производстве «становится обузой для компании, а не реальной помощью и реальным обучением». Специалисты видят выход в том, чтобы найти неразрывную связь между образовательным процессом и потребностями компании и производств.

«Необходимо создать связку между работодателем и вузом. Где вуз готовит кадры, а работодатель дает практическую часть. Университет сложно перестроить, это громоздкая машина, которая крайне неповоротлива. Практика — возможность студентам получить прикладные знания и узнать самое необходимое в профессии из первых уст», — акцентировала внимание Валентина Захарова, добавив, что сегодня университетам необходима помощь работодателей в подготовке действительно востребованных кадров.

Машины калининградцев

На чем же предпочитают ездить жители Калининградской области? Ответ на этот вопрос искали участники встречи под руководством руководителя отдела продаж машин с пробегом «Ауди Сервис Калининград» Алексея Рябова. По официальным данным, подавляющее большинство жителей области предпочитает передвигаться на автомобилях корейского производства. Далее спрос распределяется между европейскими и японскими автомобилями. Китайские и отечественные автомобили занимают приблизительно равные доли рынка. За более дорогим транспортом калининградцы предпочитают идти в автосалоны.

На рынке подержанных автомобилей наблюдается следующая тенденция: приблизительно 80% приобретается внутри региона, 20% — извне. В последние годы среди автомобилей с пробегом, размещенных на продажу, появляется все больше «возрастных» автомобилей. Возраст 20% авто с пробегом составляет 20 лет. Однако в 2019 году потребительский интерес к покупке автомобилей с пробегом увеличился. Есть вероятность, что тенденция сохранится и продажа автомобилей в trade-in станет более востребованной, заключил Алексей Рябов.

Алексей Рябов (Фото: Александр Подгорчук)

Выгодные кредиты

Автокредит и потребительский кредит. Какой из них будет выгоднее для клиентов? Плюсы и минусы этих видов займов обсудили за столом «СКБ-Банка». «Плюсы автокредита в том, что с ними можно получить каско со скидкой, время клиентов в случае повреждения сэкономлено: не нужно беспокоиться о том, как привести машину в порядок. Кроме того, можно получить при оформлении бонусы от производителя и даже субсидии от государства по спецпрограммам», — озвучил начальник отдела продаж ПАО «СКБ-Банк» Алексей Павлов.

Свои преимущества есть и при использовании потребительских кредитов. Например, не обязательно страховать автомобиль, возможна продажа машины в любое время. А получить такой заем быстрее и зачастую проще. При этом в обоих случаях есть и недостатки, считают участники. Однако за последние годы кредит стал более гибким инструментом для банков и их клиентов, и, принимая решение о займе, надо учитывать индивидуальные особенности и рассматривать условия различных банков, подытожили на «Бизнес Штурме».

Алексей Павлов (Фото: Александр Подгорчук)

Защита машин

Страховка на машину — неотъемлемая часть жизни автомобилистов. Но многие не обращают внимания на каско, ограничиваясь лишь необходимым ОСАГО. Возможности заинтересовать калининградцев добровольным страхованием с выгодой для них самих искали за столом «Росгосстраха», ментором которого стал заместитель директора филиала ПАО «Росгосстрах» в Калининграде Антон Майстрик.

«Плюсы каско очевидны: финансовые затраты человека снимаются полностью, расходы покрываются, сервис при урегулировании убытков помогает сэкономить время, починка идет напрямую от дилера, если с ним заключено соглашение у страховой», — отметил Майстрик.

Антон Майстрик (Фото: Александр Подгорчук)

Он подчеркнул, что благодаря «Бизнес Штурму» удалось разработать несколько продуктов, при которых клиенты будут лишь частично оплачивать затраты по страховке, но при наступлении страхового случая им придется софинансировать ремонт вместе с компанией. «Сегодня перспективны коробочные продукты, они полезны и для компаний, и для клиентов», — подытожил представитель «Росгосстраха».

13 марта 2020 года