Тема актуальная для бизнеса любого размера и формата, акцентировали внимание участники.
Новый формат стал успешным в калининградской бизнес-среде: одновременно за несколькими столами обсуждаются разные темы. Каждый вопрос строго ограничен по времени. Благодаря этому удается активный и продуктивный мозговой штурм, подчеркивают собравшиеся.
Бизнес-ангелы
Глава международного хедж-фонда Lighthouse Николай Власенко стал ментором стола, посвященного привлечению бизнес-ангелов в свой проект. Бизнес-ангел — это частный венчурный инвестор, обеспечивающий финансовую и экспертную поддержку компаний на ранних этапах развития проекта. Он направлял беседу в самое неожиданное русло — нестандартные способы привлечь внимание ангела, донести до него суть своей идеи: яркая и осмысленная презентация, готовность кратко в любой момент изложить главные тезисы проекта. Были отмечены и нестандартные способы знакомства с инвестором, встреченные с понимающими улыбками: от изучения интересов бизнес-ангела и «случайной» встречи, связанной с хобби, до зажимания автомобиля на стоянке — чтобы точно не упустить шанс.
Льготные займы
Кредиты и субсидии на выгодных условиях региональный бизнес может получить в одном месте, заявила замгендиректора фонда «Центр поддержки предпринимательства» Жанна Янберг. «Сегодня существует большое число мер помощи бизнесу как финансовых, так и образовательных. Число калининградцев, пользующихся ими, постоянно растет. И для меня было удивительно, что о ряде льгот никто не знает», — заметила представитель фонда.
«Возможно, было бы интересно сделать особые программы для предпринимателей серебряных лет. Существуют проблемы поддержки стартапов, и необходима помощь в приобретении финансового обеспечения», — сообщила о наработках Янберг. Были подняты вопросы и о доработке текущих мер помощи бизнесу. При этом замгендиректора Центра поддержки бизнесменов подчеркнула: сегодня только кажется, что получить помощь в развитии своего дела сложно. На деле воспользоваться ей может любой. И эта поддержка совершенствуется. «Сейчас власть равно сервис. Мы должны оказывать сервис, не надо ждать, что бизнес к нам придет. Мы должны сами искать тех, кому должны оказать поддержку», — поделилась миссией Жанна Янберг.
Банки и клиенты
Процессы работы с банком и получения финансирования изучала за своим столом управляющая ВТБ в Калининградской области Елена Шендерюк. Она изучила запросы клиентов и банков и направления их взаимодействия. За своим столом руководитель регионального ВТБ нашла и перспективные возможности для стартапов. «Например, выдача кредитов в биткоинах. Бонусная программа для клиентов, кредитующихся в банке. Ещё очень хорошая тема для банков — брать деньги за то, чтобы озвучить причину отказа в выдаче кредита», — рассказала о наработках Елена Шендерюк.
В отношениях бизнеса и банка важны комфорт и прозрачность отношений. «Интересны и так называемые маркетплейсы — работая с банком, ты можешь продвигать свои услуги. Использовать его информационную площадку», — назвала одну из идей руководитель ВТБ в регионе. Предпринимателям важна и грамотная финансовая служба на аутсорсинге, онлайн-калькулятор займов также был бы актуален бизнесу, считает Елена Шендерюк. «Все хотят упрощения процедур получения финансирования», — резюмировала глава калининградского ВТБ.
Венчурные фонды
«Если у вас стартап и вы хотите привлечь инвестиции венчурных фондов, то нужно в первую очередь обратить внимание на те фонды, которые разбираются в вашей области. То есть, если у вас игровая компания, идите в фонд, инвестирующий в игры. Девелоперский проект — в фонды, работающие с недвижимостью и так далее», — посоветовал директор по процессам компании — разработчика игр Panzerdog Роман Малахов. За его столом обсуждались венчурные фонды и методы работы с ними.
«Исторически так сложилось, что венчурные фонды интересуются IT-проектами. Но в последнее время они смотрят шире. Так что если у вас проект, связанный с финансами или агро, смотрите пошире. Скорее всего, есть фонд, ищущий проекты в вашей области», — поделился опытом Роман. В первую очередь венчурным инвесторам будет интересна готовая к работе над проектом команда, в которой состоят специалисты, разбирающиеся в созданной ими разработке. «Идеально, когда фонд уже знает этих специалистов», — добавил представитель разработчика. Также инвесторам необходимо представить прототип или готовый к работе продукт — он станет гарантией реализации идеи.
Как проявить себя на рынке?
Линии и стратегии поведения начинающего предпринимателя и способы заинтересовать инвестора обсуждали под руководством сооснователя калининградского стартапа Frisby Юрия Проскурякова. «Мы думали и о том, что нужно инвестору — человеку, который готов вложить в тебя средства и быть рядом на протяжении пяти-шести лет», — обозначил вопрос предприниматель. «Идея не должна быть скучной. С ней предстоит провести не один год. И такой, чтобы не стыдно было рассказывать, чем ты занимаешься», — отметил Проскуряков.
«Должна случиться химия. Без нее отношения тяжело складываются. С этим предпринимателям надо будет постоянно сталкиваться. Важно и отвечать за свои слова — перезванивать вовремя, приходить вовремя, отвечать в мессенджерах. Также хочется, чтобы человек, который затевает бизнес, был экспертом в своем вопросе», — перечислил разработчик. Кроме того, важно работать фултайм, поделился опытом бизнесмен.
Едва ли не единогласно менторы заключили: у стартапера или начинающего предпринимателя должны гореть глаза. Но кроме этого, важны ответственность и продуманный план в реализации бизнеса и развитии на рынке.