Найти и удержать: калининградский бизнес — поиск и обучение сотрудников
Материалы выпуска
Найти и удержать: калининградский бизнес — поиск и обучение сотрудников Компетенция Перспективы малого и среднего бизнеса Калининградской области Инструменты Калининградские бизнесмены рассказали, как заинтересовать инвесторов Компетенция Кирилл Лило рассказал о поддержке предпринимателей области Инструменты Региональный бренд и мировые рынки: в Калининграде прошел «Бизнес-Штурм» Рынок Быть трендсеттером — это ответственность перед клиентом Компетенция Новая нефть и оптимизация: как прошёл первый в Калининграде Бизнес-Штурм Инструменты
Компетенция Калининград
0
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Материалы выпуска

Найти и удержать: калининградский бизнес — поиск и обучение сотрудников

Пятый «Бизнес Штурм» был посвящен кадровой проблеме, актуальной для крупного и малого калининградского бизнеса. Эксперты выделили болевые точки и предложили пути решения наиболее острых проблем.
Фото: Александр Подгорчук

Учить и воспитывать

Уровень подготовки выпускников вузов — проблема, с которой сталкиваются почти все предприниматели, отметила заместитель директора центра карьеры БФУ им. И. Канта Валентина Захарова. У вчерашних студентов нет узкоспециализированных навыков, поскольку их не преподают в вузах. И зачастую отсутствует должный практический опыт в сферах, по которым они получили дипломы.

«Студенты вместе с работодателями могут проводить игры по созданию тестовых предприятий или виртуальных компаний. Где будут распределяться роли и должности в компании. Студент, играя в игру, может выполнять реальные рабочие задания и таким образом в формате РПГ становиться квалифицированным сотрудником», — озвучила одну из идей представитель вуза.

Валентина Захарова (Фото: Александр Подгорчук)

Бизнесу же следует не только начинать работу со студентами, но и присматриваться к школьникам: ученики могут заранее определяться с желаемыми профессиями и прокачивать нужные навыки задолго до устройства в компанию. «Сегодня университет в отрыве от бизнеса не сможет подготовить квалифицированные кадры с нужными навыками. БФУ сотрудничает со многими компаниями, собирает идеи и запросы предпринимателей», — отметила Валентина Захарова.

Цифровизация образования

Образование сегодня все больше уходит в онлайн, отметил тренд руководитель инновационного инжинирингового центра в фонде «Центр поддержки предпринимательства Калининградской области» Александр Шибаев. Однако эксперты все больше уверены, что впоследствии учеба вернется в офлайн-сферу. «Это образование будет достаточно дорогим и элитным. Онлайн-курсы будут для обучения простым техническим функциям», — добавил Шибаев.

Также он выделил проблемы образования, существующие сегодня: зачастую нет системности в обучении. «Большое количество программ на рынке. Неясно, что и как выбирать. Нет мотивации в обучении персонала. Руководитель не всегда понимает, как учить сотрудников», — перечислил глава инновационного инжинирингового центра. Решить этот вопрос можно несколькими путями. Например, учить работников на базе другой фирмы, где уже налажена образовательная система для линейного персонала.

Александр Шибаев (Фото: Александр Подгорчук)

Для создания системности обучения предлагается подключить искусственный интеллект: на основе ИИ создается срез по уже имеющимся компетенциям в компании. Выявляются недостающие блоки, для заполнения которых предлагаются онлайн— и офлайн-занятия. «То есть к нам приходят предприниматели по любому направлению. И мы можем им предложить индивидуальную образовательную траекторию», — пояснил Александр Шибаев.

Утолить кадровый голод

В 10–25% компаний не хватает квалифицированных сотрудников. При этом красной нитью идет недовольство руководителей недостаточным уровнем квалификации молодых специалистов, их безынициативностью и отсутствием коммуникативных навыков, озвучила поднятые проблемы консультант «Премии HR-бренд», руководитель проектов в социальных медиа HeadHunter Елена Лондарь.

Наиболее простым способом преодолеть эти трудности и получить нужные кадры может стать хантинг готовых специалистов у конкурентов. А также привлечение сотрудников из других городов и создание собственной воронки для отсеивания претендентов и выбора подходящих для последующего обучения кандидатов, назвала варианты Лондарь.

Елена Лондарь (Фото: Александр Подгорчук)

Работодатели могут прийти в школы и организовывать олимпиады по специальностям, отбирая перспективных учащихся. Еще одна возможность — организация хакатонов или митапов по своим специальностям, где можно найти нужные кадры. В то же время важно удерживать и уже существующий персонал, дав ему возможность личного роста. «Развивать надо не только профессиональные компетенции, но и давать людям развиваться на работе. Реализовываться как личность. Кто-то занимается йогой и может проводить занятия для коллег, как пример», — пояснила представитель HeadHunter.

Деньги не мотивация

Мотивировать сотрудников высокой зарплатой уже нельзя. Это фундамент для качественной работы, считает гендиректор ООО «Британника» Максим Здрадовский. «Часто отмечают только топ-менеджеров. Отдел выполнил план, а хвалят руководителя. Но в этом большая заслуга линейного персонала. Мотивацию надо начинать с низов», — акцентировал внимание Здрадовский.

Стимулировать кадры можно соревнованиями между отделами или подразделениями компании. «Так вы можете выявить лидеров и понять, кто не замотивирован работать в компании. Хороший способ проверить лояльность», — посоветовал ресторатор. Условия труда должны быть комфортными. «Сотрудники не рабы. Надо организовывать для них зону отдыха, место приема пищи не "на коленке"», — рассказал об азах Максим Здрадовский.

Максим Здрадовский (Фото: Александр Подгорчук)

Приятным бонусом за хорошую работу может стать сертификат на выходной в любой день. А также психолог для персонала: решив личные проблемы, люди приходят на работу без груза внешних проблем и лучше сосредотачиваются на своих обязанностях. Помогает «прокачать коллектив» и волонтерство — общая благотворительная работа объединяет коллектив и ничего не стоит.

«Но устаревает все. Какую бы систему мотивации или премирования вы ни придумали, ее надо менять. Через 6–9 месяцев систему надо пересматривать и дорабатывать», — объяснил бизнесмен.

«Будущее уже наступило»

«Мы живем в самом неожиданном времени. Нестабильность, неопределенность, сложность», — обрисовала ситуацию управляющий партнер HR-агентства «Персонал-Янтарь» Наталья Воронцова. Она курировала дискуссию о тех специальностях, которые будут востребованы в быстро меняющемся мире.

Менеджмент, ученые, рабочие, узкие специалисты, повара, официанты, сотрудники в сфере межкультурной коммуникации — те, кто легко сможет найти себе работу в ближайшее время. Туда же участники «Бизнес Штурма» отнесли тех, кто трудится в отраслях здорового образа жизни.

Наталья Воронцова (Фото: Александр Подгорчук)

«Мы должны преуспеть в экспертности. Знать все о своем деле, чтобы стать узким специалистом. Технологии наступают на нас по всем фронтам — нужны специалисты в сферах высоких технологий, дополненной реальности. Важно учить языки. Как минимум английский — базовый для тех рынков, с которыми сегодня работают калининградские бизнесмены», — подчеркнула Наталья Воронцова, добавив, что будущих специалистов в первую очередь надо учить ориентироваться в информационном пространстве и развивать коммуникативные навыки.

Кадровая проблема для бизнеса сегодня делится на две части. С одной стороны, сложно отыскать грамотного сотрудника, обучить его под нужды своей компании и встроить в рабочий процесс. С другой — необходимо замотивировать уже имеющийся персонал так, чтобы исключить возможность его перехода на другие предприятия, чтобы усиливать свою команду. Организации, соблюдающие этот баланс, могут стать лидерами на рынке благодаря усилиям персонала, считают участники пятого «Бизнес Штурма».